Старые и новые хозяева как прошлое настоящее и будущее россии в пьесе чехова «Вишнёвый сад» - сочинение

Цель: Совершенствовать умение учащихся характеризо вать образы литературных героев, навыки целостного анализа действия драматического произведения; развивать ассоциативное, образное мышление, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы; способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.

Оборудование: Учебник, текст пьесы, рм для работы в группах.

Прогнозируемые

Результаты: Учащиеся знают содержание изучаемой пьесы; формулируют проблемы, поднятые автором в пьесе; анализируют текст, раскрывающий внутренний разлад героев; характеризуют героев, выявляя авторское отношение к ним (ведут диалог); дают собственную оценку героям; раскрывают идейный смысл пьесы.

Форма проведения: Урок-исследование. ХОД УРОКА I.



Организационный

Этап II.

Актуализация

Опорных

Знаний

1. Слушание 2–3-х творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. «микрофон»

♦ Перед вами фрагменты мемуаров двух выдающихся современных российских актрис. Оба воспоминания объединены одной Идеей. Запишите её в виде лаконичной формулировки, выскажите своё мнение вслух: 1) «“а что вы думаете о чехове?” Этот вопрос задали мне по телефону работники музея имени Бахрушина. Думаю я о том, что совсем недавно ходил по москве высокий человек, который знал, как «доктор чехов», о своём близком конце. Восприятие жизни у него поэтому было чрезвычайно обострено.

Он прощался с Красотой, которой полна жизнь, каждый день. Он старался приумножить эту красоту, поэтому сажал деревья и выращивал цветы. а для того, чтобы люди, живущие на земле, острее и лучше видели и изящнее и полнее жили, он писал рассказы, повести, пьесы и письма». (Т. Доронина); 2) «Для меня в понимании пьесы важно и то, что чехов писал «Вишнёвый сад», будучи уже смертельно больным. туберкулёз медики называют «весёлой болезнью». Болезнь обостряет ощущение окружающего.

Озноб. Умирают в полном сознании. И в основном — на рассвете, с воспалённой ясностью ума. Весной».

(А. Демидова).

III

Постановка

Цели

И

Задач

Урока

Мотивация

Учебной

Деятельности Учитель. В стихотворении андрея Вознесенского «Из мексики» говорится о «непостижимом» чеховском «Вишнёвом саде»: Сад этот заполонил все столицы. Его не вырубить и не постичь…

Действительно, последняя пьеса а. П. чехова стала самым знаменитым произведением мировой драматургии XX в., к постижению её смысла обращались и обращаются актёры, постановщики, читатели, зрители многих стран. Поэтому, как и в случае с чеховскими рассказами, когда мы пытаемся осмыслить пьесу, нужно понять не только то, чем она волновала современников писателя, и не только то, в чём она близка и интересна нам, соотечественникам драматурга, но и универсальное, всечеловеческое и всевременное её содержание. За особенной чеховской формой стоит особая концепция жизни и человека.

«Пусть на сцене всё будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни,— говорил чехов.— люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни».

IV

.

Работа

Над

Темой

Урока

1. аналитическая работа (в группах)

Вопросы для 1-й группы Лопахин — буржуазия, приходящая на смену дворянству. а.

П. чехов писал К. С. Станиславскому: «лопахин, правда, купец, Но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, без фокусов».

Š что автор говорит о прошлом лопахина? Как характеризует его отношение к раневской и Гаеву? Š Проследите, как показано в пьесе отношение лопахина к Варе, Пете трофимову. Š Какие черты лопахина привлекательны? Почему Петя говорит о нём «хищный зверь» и «нежная душа»?

Как это понять? Какое качество в нём победит?

Š Почему лопахин не делает предложения Варе? Š О каком будущем россии он говорит?

Š В чём его противоречия? Почему он не раз называет жизнь «дурацкой», «нескладной»? Š В чём своеобразие речи лопахина? Š что вас привлекает и что настораживает или отталкивает в этом персонаже?

Вывод. Да, лопахин по сравнению с паразитирующим и инфантильным дворянством производит выгодное впечатление своей деловитостью, предприимчивостью, энергией, трудолюбием. Он не бездействует и не плачет, как раневская и Гаев, а встаёт «в пятом часу утра» и трудится «с утра до вечера».

Бывший крепостной Гаевых сумел выбиться из бедности и нищеты и достичь материального благополучия без всякой посторонней помощи. Приобретя имение раневской, Ермолай лопахин хочет на месте вишнёвого сада настроить дач, чтобы внуки и правнуки увидели здесь новую жизнь. Она видится ему как торжество собственника, при котором «вишнёвый сад станет счастливым, богатым, роскошным».

Способствуя экономическому прогрессу страны, лопа-хины вряд ли смогут уничтожить такие извечные пороки русской жизни, как нищета, несправедливость, бескультурье, потому что они руководствуются прежде всего интересами наживы, ограничиваясь только практической, хозяйственной сферой деятельности. Поэтому лопахинский проект новой жизни лишён привлекательности для молодых героев пьесы, которые представляют её совсем иной? Смысл образа лопахина — показать новых «хозяев жизни». Сложность и противоречивость его характера говорят о временности таких как он дельцов. В нём разоблачается буржуазный практицизм, но утверждается трудолюбие.

В репликах лопахина есть суждения, не характерные для его образа. Скорее всего, мысли о родине, о нескладной, несчастливой жизни — это голос самого автора.

Вопросы для 2-й группы Š Какова роль молодого поколения?

Одинаково ли этих персонажей рисует автор? Š Перечитайте сцены, в которых участвует Петя или в которых О нём идёт речь; нарисуйте его прошлое и будущее. Š что кажется вам противоречивым в образе Пети? что говорят Эти противоречия об авторском отношении к герою? Š Сравните лопахина и Петю. Почему один работает, а другой говорит?

Š В чём образ Пети сходен с образом Гаева? Š Какие мысли и суждения Пети привлекают вас? Š Сравните два высказывания о Пете трофимове. Какое из них ближе авторской трактовке образа? Y Современник а. П. чехова В.

Н. Барановский восторженно писал драматургу: «Знаете, как только я увидел этого «вечного» студента, услышал его первые речи, его страстный, смелый, бодрый и уверенный призыв к жизни, к этой живой, а не всё разлагающей и уничтожающей, призыв к деятельной, энергичной и кипучей работе, к отважной, неустрашимой борьбе… я испытал такое наслаждение! В антрактах после каждого акта я замечал на лицах всех присутствующих на спектакле такие сияющие, радостные и весёлые улыбки, такое оживление…» y м.

Горький оценил образ иначе: «Дрянненький студент трофимов красно говорит о необходимости работать и — бездельничает, от скуки развлекаясь глупым издевательством над Варей, работающей не покладая рук для благополучия бездельников».

Вывод. Пожалуй, мысли о будущем россии, во многом совпадающие с чеховскими, наиболее полно выражены в монологах Пети трофимова, молодого интеллигента, жизнь которого полна трудностей и лишений. Испытывая голод, нужду и политические преследования, этот «вечный студент» не утратил веры в новую жизнь, которая будет основана на справедливых, гуманных законах и творческом созидательном труде. Петя трофимов видит несостоятельность дворянства, погрязшего в праздности и бездействии. Он даёт во многом верную оценку буржуазии, отмечая её прогрессивную роль в экономическом развитии страны, но отказывая ей в роли творца и созидателя новой жизни.

Вообще его высказывания отличаются прямотой и искренностью. С симпатией относясь к лопахину, он тем не менее сравнивает его с хищным зверем, «который поедает всё, что попадается ему на пути». По его мнению, Лопахины не способны решительно изменить жизнь, построив её на разумных и справедливых началах. мысли трофимова о будущем слишком туманны и абстрактны. «мы идём неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!

» — говорит он ане. Да, цель его прекрасна. Но как её достичь? Где основная сила, способна превратить россию в цветущий сад?

Вопросы для 3-й группы Š Найдите в пьесе сцены, раскрывающие образ ани. что меняется в ане на протяжении пьесы? Š Какое место занимает в пьесе аня?

Почему а. П. чехов считал, что аня должна говорить «молодым, звонким голосом»? Š Почему реплики ани есть в конце каждого акта? Š можно ли считать аню образом, символизирующим светлое будущее? Согласитесь ли вы с высказыванием В.

Ермилова: «В пьесе есть только один образ, который не противоречит красоте вишнёвого сада, а мог бы гармонически слиться с ним»? 







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Вишневый сад > Старые и новые хозяева как прошлое настоящее и будущее россии в пьесе чехова «Вишнёвый сад»