АНТИЧНЫЕ МОТИВЫ И ИХ РОЛЬ В «ВОЙНЕ И МИРЕ» - сочинение

Во всех произведениях русских и зарубежных писателей можно встретить античные мотивы. Античные писатели оставили богатейшее наследие в виде различных легенд о богах и героях, а также о древних войнах. Толстой, как и Гончаров, Тургенев и множество его. предшественников, использует античные мотивы и античный символизм. Это проявляется в описании деталей и в перекличке с сюжетами из античной литературы.
По идейной композиции «Война и мир» напоминает поэмы Гомера: наличие несвязанных сюжетов, одновременно житейских советов и лирики, философии и большого числа действующих лиц. Толстой, как и Гомер в «Илиаде», описывает войну. Сходство с античными сюжетами начинается с первых страниц «Войны и мира». Действие происходит в салоне Анны Павловны Шерер. Она, Элен и Лиза являются центрами кружков, образовавшихся под неустанным вниманием хозяйки дома. Толстой сравнивает светские разговоры с веретенами, которые были пущены и равномерно, не умолкая шумели. В античной литературе известна легенда о трех парках — богинях судьбы, у которых были нити жизни. Этими тремя богинями можно считать Элен, Лизу и Анну Павловну. Анна Павловна как бы решает судьбу сына князя Василия, передавая ему сведения о назначении барона Функе первым секретарем в Вену. Князь Василий хотел определить сына на это место. В этом салоне Элен в первый раз встречается с Пьером, иона впоследствии долгое время руководит его действиями. Лиза шьет в течение всего разговора, как древняя богиня судьбы, прядет и останавливается только в интересных местах, как бы решая ход будущих событий. Она же способствует приезду Анатоля к княжне Марье и ее отцу.
Одним из основных моментов, связанных с богинями судьбы, является вязание Наташи у постели больного Андрея Болконского. Кроме того, по преданиям древних, судьба возлюбленного находится в руках женщины. Наташа сидит у постели при свече и вяжет, внезапно клубок скатывается с колен, и она, наклонясь, перестает вязать, тем самым как бы прерывает жизнь Андрея. В этом же эпизоде есть связь с другой богиней античности — богиней смерти. В Древней Греции она всегда ходила со свечой. Свеча гаснет — жизнь кончается. Когда Наташа наклоняется за клубком, она загораживает свечу от Андрея, в этот момент он понимает, что умрет.
Мотив судьбы присутствует и при описании Толстым Лысых Гор в годы войны. В течение всей войны мужик плетет лапоть, как бы доказывая, что жизнь продолжается и во время войны. В эпилоге можно опять встретиться с мотивом вязания. На этот раз в роли богини судьбы выступает Анна Макаровна, которая вяжет чулки для Николая. Толстой собирает в доме Николая и княжны Марьи всех героев, которые выжили в войне, и показывает, что жизнь их продолжается.
Персонажем, очень похожим на героиню из «Одиссеи», является Элен (у Гомера — Прекрасная Елена). Толстой пишет о ее античной красоте, у нее были золотые волосы, как и у Прекрасной Елены. Она является как бы напоминанием о Троянской войне. Троянская война была войной между царями. Война 1805 года тоже была войной между двумя императорами. Можно считать символичным отображением Троянской войны салон Анны Павловны Шерер. А словесные дуэли между Пьером, князем Андреем и другими лицами в салоне — борьбой между героями. Троянская война пагубна для ее участников. Умирает жена Болконского, а впоследствии и он сам.
С древних времен жилищем богов, которые помогали людям и защищали их, являлись храмы. Пока шла война, двери храма были открыты. Князь Андрей стремится к миру. Именно поэтому в своих снах он все время пытается закрыть дверь, но не может. С этим же связан проект вечного мира, который Толстой старается передать в своем произведении. То, что князь Андрей не может закрыть дверь, доказывает, что путь к вечному миру труден.
Еще одним упоминанием из древнегреческой истории и литературы является желание Пьера убить Наполеона, чтобы спасти Россию. Плутарх описал подвиг Сцеволы, который хотел убить царя этрусков, чтобы сняли осаду Рима, но у него ничего не получилось. Пьер также не смог убить Наполеона, но результат был достигнут. Наполеон ушел из Москвы. Царь этрусков нравственно понял Сцеволу и простил его. Генерал Даву, которого все считали «вторым Аракчеевым» Наполеона, всего лишь обменялся взглядами с Пьером и как бы отпустил его.
Важнейшее место в «Войне и мире» занимают облака. По античным преданиям, побеждал в войне тот, кто дружил с облаками. Существовала Нефела — богиня облаков. А князь Андрей любил облака, и потому удача сопутствовала князю Андрею в войне. Русские в Аустерлице проиграли из-за того, что был туман, а туман возникает при облаках. Значит, в тот момент Наполеон дружил с облаками.
Тесно связан с облаками и небом мотив птицы. В античных легендах богом смерти был бог Птах с головой сокола. Перед Бородинским сражением низко над полем пролетел сокол. Это можно считать символом большого количества смертей и погибших в сражении. И действительно, Бородинское сражение принесло огромные потери обеим армиям.
Другим символом смерти в античной литературе была река. Андрей Болконский умер около Волги в Ярославле. А ряд сражений с Наполеоном до Шенграбенского были связаны с мостами через реки, в битвах за которые погибло много людей.
В античной истории был известен случай, когда спартанцы, защищая родную землю от персов, погибли все до единого. Войско персидского царя во много раз превышало спартанское, и их перебили полностью. Но остальное греческое войско за это время успело собраться воедино. Примером подобного подвига в романе может служить отряд Багратиона. А примером подлинной стойкости, отсутствия страха смерти и чисто спартанского характера может служить отряд солдат под командованием Андрея Болконского в Бородинском сражении.
Итак, античные мотивы играют большую роль в романе «Война и мир». Они служат для обрисовки персонажей, при изображении войны, мира, судьбы, жизни и смерти. Кроме того, античные мотивы осуществляют связь «Войны и мира» с современностью и делают роман вневременным произведением. 
«Война и мир» — это уникальное произведение, общепризнанно является одним из лучших сокровищ мировой литературы. Этот роман является одним из тех немногих творений русских писателей, которые известны обычным людям во всем мире. Хотя «Войну и мир» называют романом, этот термин не совсем подходит для данного сочинения, ведь в нем переплелось огромное количество жанров и произведений, начиная собственно романом и заканчивая Евангелием. Толстой также выдвигает в «Войне и мире» свой собственный взгляд на религию, синтезируя ее из различных верований и пропуская все это через фильтр своей философии. Но в произведении не много прямых намеков — Толстой передает свои идеи через излюбленный прием всех русских писателей — символ. Символика издавно является лучшим средством для передачи мыслей автора, ведь тот, кто хочет и кому нужно, всегда отыщет те знаки, по которым можно понять автора, а тот, кому не нужны мысли автора, просто ничего не заметит. Символы конечно же использовали и до Толстого. Так, Гоголь в поэме «Мертвые души» активно использовал этот прием и скрыл за паутиной символов основную идею поэмы, сохранив ее от чужих непонимающих глаз. Любил этот прием и Тургенев, скрыв в образе Базарова образ Эдипа.
Поскольку религия Толстого была разносторонней, то и символы религии встречаются очень разные. Некоторые можно отнести к христианству, другие же тяготеют к античности или восточной мифологии. Но основными символами являются, пожалуй, христианские.
Основным героем, несущим на себе большой груз толстовской религии, является князь Андрей. Его имя говорит само за себя, ведь оно такое же, как у апостола Андрея, который, по легенде, освятил Русь. Князь Андрей так же более склоняется к русской культуре, нежели к западной. Этому можно противопоставить Пьера Безухова, который увлечен масонством и долго жил во Франции. Апостол Петр освятил Европу, таким образом, имя Пьера, измененное на французский манер, явно указывает на его связь с апостолом Петром.
Андрей живет в Лысых Горах, а Христос был распят на Голгофе — Лысой горе. Таким образом, образ князя Андрея пересекается с образом Христа, и на протяжении всей книги можно обнаружить еще несколько мест, явно указывающих на связь князя Андрея с Христом. Так, например, во время сцены в лазарете после Бородинского сражения на операционных столах лежат трое: Болконский, Анатоль Курагин и простой солдат. Эти столы похожи на три креста, на которых распяли Христоса и двоих преступников. Один из них уверовал в Христа и воскрес. Так и Анатоль лежит вместе с князем Андреем на операционных столах, и если Андрей — Христос, то Анатоль — это один из грешников, и он воскресает, так как Андрей прощает ему его грехи и, отпуская их, дает ему вечную жизнь.
Также на связь между князем Андреем и Христом указывает и то, что они «переродились» в 33 года и оба были отданы отцом на смерть, ведь это Николай Андреевич Болконский хочет, чтобы сын служил в армии.



Но немало христианских мотивов встречается и вне образа князя Андрея. Так, например, предводителем святого воинства является Архангел Михаил, а московское ополчение собиралось словно на святую битву с антихристом — Наполеоном. Следовательно, Михаил Илларионович Кутузов воплощает в себе Архангела Михаила. Если пойти дальше, то можно заметить, что Кутузов предпочитает отступление наступлению, видя в этом погибель французского войска, то есть действует по принципу святого воинства — не противиться злу — оно само уничтожит себя. Тот же мотив можно заметить в момент, когда князь Андрей со своим полком стоит и ничего не предпринимает под обстрелом вражеских войск. Да и все Бородинское сражение можно считать толстовской версией Армагеддона. Встречаются в «Войне и мире» и более мелкие мотивы. Например, мотив свечи. Она обозначает душу человека. Этот мотив прослеживается прежде всего тогда, когда няня вовремя родов маленькой княгини зажигает венчальные свечи Лизы и князя Андрея. Венчальные свечи — это свечи общей души семьи, их можно зажигать только в самые тяжелые минуты жизни. Но в тот момент, когда няня зажигает свечи, врывается ветер и гасит их, и, как следствие, Лиза умирает. Также часто встречается мотив ангела — и Наташа, и князь Андрей хотят летать. Но ведь религия Толстого не складывается только из христианства, у него есть мотивы и других религий. Так, можно заметить мотивы античных мифов. Можно проследить тему мойр — трех существ, которые пряли нить жизни и отмеряли, сколько кому жить. Мы встречаем этот мотив в нескольких местах: прежде всего, Лиза вяжет в салоне Анны Павловны, во-вторых, князь Андрей просит Наташу научиться вязать, но она роняет клубок, и князь Андрей умирает. Также встречается много мотивов славянской мифологии. Так, например, Наташа и Соня гадают на суженого, и перед этим они переодеваются в гусара и .черкеса — святочные мотивы. Князь Андрей собирает полынь — символ забвения, так как он ищет успокоения и сна. Андрей также разговаривает с дубом — славянским деревом предков и мудрости. Есть также и мотивы восточных религий. Князь Андрей — это «Пробужденный» — один из эпитетов Будды, так как Будда пробудился под деревом, а князь Андрей под дубом. По Толстому, душа не постоянна, она все время меняется. Это перекликается с даосским представлением о душе. Таким образом, можно сказать, что «Война и мир» — это книга книг, ее нельзя до конца понять и нельзя исчерпать всего ее смыслы. Так же, как нельзя найти всех символов, через которые Толстой доносит до нас свои идеи. Неповторимое своеобразие романа Толстого «Война и мир» не подлежит доказательству. Что же скрывается за этим простым и лаконичным на первый взгляд названием — «Война и мир»? Закрывая последнюю страницу, ты уже теряешься в потоке значений этой антитезы. И вслед за названием множество смысловых оттенков приобретает и содержание книги. И слово «роман» уже, на мой взгляд, не подходит ей. Скорее здесь уместно название самого автора «Новое писание». Собственное осознание Толстым Евангелия, его понимание божественной сущности. И, несомненно, для персонажей произведения, наполненного подобным смыслом, бог, духовные искания, «свет» играют основную роль в жизни. И путь к божественным вершинам, к общению с Богом через благодатную, всемогущую молитву известен и им. Для каждого из них это своя дорога, свое откровение, однако все они обретают искомое. Попытаемся рассмотреть роль молитвы в произведении Толстого «Война и мир ». Для начала нужно поговорить о «божественной сущности» произведения в целом. И здесь прежде всего хочется сказать о том, что в этой импровизированной «модели мироустройства» также есть общепринятая градация на существа «низкие, дьявольские», людей обычных — «между небом и адом» и существ высших, «обладающих божественным светом». И соответственно для первых путь к небесным откровениям закрыт, вторые обращаются к помощи простой молитвы и через нее ищут свою ниточку к небесам, третьи же, сами являясь по сущности небесными созданиями, идут к пониманию истины путем неординарных, сложных и мучительных изысканий. В своем сочинении я буду говорить, конечно же, о последних двух, сердца которых открыты для прозрения. Как и герои Достоевского, они проходят свой путь надежд и страданий, в котором они обретают себя, обретают Бога. И первый персонаж, духовное возрождение которого я хотела бы описать, — это Наташа Ростова. Из маленькой девочки, дарившей счастье всем вокруг и видевшей лишь «свет» в жизни, она превратилась в зрелую женщину, способную сострадать. И путь этот начинается с ее знакомства с князем Андреем. «Неуемная сущность» его пробуждает в Наташе неведомые ей до сих пор силы, заставляет волноваться ее «детский, розовый мир». Однако не через великое счастье лежит путь к возрождению, а лишь через испытания. И таким испытанием «огнем» для Наташи становится Анатоль. После неудавшегося бегства с ним она, казалось бы, умирает, но это лишь низшая ступень, первая в ее «подъеме». И вот оно, то вечное лекарство, что возрождает ее к новой жизни, — благодатная молитва. Да это и неудивительно, ведь болезнь ее была болезнью души, а не тела. И в молитве она чувствует возможность очищения души. Именно в молитве она находит успокоение: вернувшись от причастия, в первое «возрожденное» воскресенье, она в первый раз ощущает себя спокойной и готовой к будущей жизни. Постепенно через молитву она учится терпению и состраданию, открывает для себя божественный свет. Наташа молилась за прощение своих грехов, молилась и за счастье окружавших ее людей. И в этом плане очень интересна последняя молитва в домовой церкви Разумовских в ту упомянутую Толстым субботу 11 июля. Наташа в душе своей не может молиться за попрание врагов своих, истинная вера не позволяет ей этого. И именно в этой молитве раскрывается наша «новая» Наташа, Наташа, открытая для Бога, для любви, умеющая слушать и сострадать. Следующий персонаж, который мне хотелось бы показать в своем сочинении, — это княжна Марья. О роли Бога в ее жизни можно сказать, несомненно, очень многое. Для нее молитва значила практически все. Она была ее «жизненной ниточкой»; ведь жизнь без Бога она себе не мыслила. А это самый короткий и доступный путь к божественному благословению. Причем своими молитвами она больше старается оградить от несчастий своих близких, нежели себя. Ее христианская сущность требует жертв, она не дает ей долго задумываться о своей судьбе. Не случайно дом ее всегда полон странниц, да и сама она думает о том, чтобы стать одной из них. Поэтому для нее так важно, чтобы князь Андрей принял от нее образок. Так она пытается защитить его, так ей кажется легче вымолить у Бога защиту для него. Молитва — ее надежда, ее спасение, ее «подруга», ее «жизненная сила». Она живет в мире «света» и молитв, и это единственная возможность для нее выжить в жестоком мире. Не будь у нее возможности общения с Богом — и жизнь не имела бы смысла. Далее хотелось бы рассказать о двух существах высших, о двух толстовских любимых героях, князе Андрее и Пьере. Они ищут смысл жизни через свои особенные «молитвы». И каждый неосторожный шаг оставляет рану в их душах. Хотя искания Пьера все-таки более близки к традиционным способам. Став масоном, он тоже ищет свой путь к Богу. Его молитва — это его дела. Стараясь соответствовать масонским заветам, он надеется обрести себя, надеется стать ближе к Богу, найти смысл жизни. Своеобразным свершением «покаянных молитв» можно назвать и его масонские дневники, в которых он записывал свои деяния после вступления в ложу масонов. Князь Андрей же приходит к Богу, к молитве путем поиска смысла жизни. Причем интересно, что он как бы со снисхождением относится к набожности княжны Марьи, однако сам стремится к христианской добродетели, стремится к тому, чтобы приносить пользу людям. И закономерный исход его жизни предопределен. Он все равно возвращается на небо, находит свой путь, свою молитву. Его молитвы услышаны, он находит то, что искал. Нельзя не отметить и силу молитвы для народа в целом. Вспомнить хотя бы молитву войска Смоленской Божьей матери перед Бородином, эти «однообразно жадно смотревшие» на икону лица. Наконец, выход Кутузова: «Он перекрестился привычным жестом, достал рукой до земли и, тяжело вздохнув, опустил свою седую голову». Испытываешь ощущение какой-то благодатной минуты тишины и единства, единства всех людей — равных для Бога. И, заканчивая свое сочинение, хотелось бы сказать, что тема молитвы далеко не исчерпывается приведенным множеством примеров, достаточно вспомнить хотя бы рассуждения Николая Ростова о молитве при воспоминании о Соне: «Да, молитва сдвинет гору...» Молится и сама Соня. Молится, как всегда, за других. Однако опять же, подводя итог, можно лишь еще раз сказать, что для персонажей этого произведения молитва играет огромное значение как связь с Богом, надежда, возрождение. Каждому из них она несет что-то светлое, что-то жизненно важное: Наташа становится «настоящей» женщиной, князь Андрей находит свой смысл жизни, княжна Марья — успокоение.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Война и мир > АНТИЧНЫЕ МОТИВЫ И ИХ РОЛЬ В «ВОЙНЕ И МИРЕ»