Диалектика души героев в романе Л Н Толстого «Война и мир» - сочинение

1.	Толстой как мастер психологического анализа.
2.	Душевное развитие героев Толстого.
3.	Смысл человеческой жизни. 
Великий писатель Л. Н. Толстой создал свыше двухсот произведений, в том числе роман-эпопею «Война и мир». Как говорил Иван Тургенев, «ничего лучшего у нас никогда не было написано никем». Работа над романом длилась в течение очень долгих лет, а сам текст произведения переписывался семь раз. Читателя не может не поразить композиция «Войны и мира» — одновременно сложная и стройная.
Постижение людского сознания, предварительно подготовленное самонаблюдением, позволило Толстому проявить себя незаурядным мастером глубокого психологического анализа. В построенных им образах, особенно в образах главных героев романа, Толстой открывает читателю внутреннюю жизнь своих персонажей, этот сложное и неоднозначное течение, движение души, обыкновенно утаенное от взгляда постороннего человека. То есть, как писал Н. Г. Чернышевский, Лев Николаевич раскрывает «диалектику человеческой души», «едва уловимые явления... внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с чрезвычайной быстротой».
Л. Н. Толстой сравнивал внутреннюю сущность человека с рекой: «Люди, как реки...» — тем самым подчеркивая разносторонность и сложность человеческой личности. Внутренняя красота любимых героев писателя — князя Андрея Болконского и Пьера Безухова — обнаруживается в постоянных поисках назначения человека, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Можно смело говорить о том, что роман «Война и мир» — это история души героев за определенный промежуток времени. Что происходит в этом промежутке? Персонажи проходят путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Г. Б. Курлянская писала: «Толстой не ограничивается изображением сплетений добра и зла в душе человека, он ведет его к разделению противоположных начал, к нравственному суду над собой». 
Любимые герой Толстого, Пьер и Андрей, оказываются внутренне близки друг к другу и противопоставлены фальшивому миру Курагиных и Шерер. Так случается, что они сближаются на разных фазах жизни: и в пору счастливой любви князя Андрея к Наташе, и во время разрыва с нею, и накануне Бородинской битвы. И всякий раз они становятся друг для друга самыми близкими людьми. Хотя жизненные пути и устремления у каждого разные, оба они идут к одной общей большой цели — добру.
Андрей Болконский собирается на войну, поскольку чувствует невозможность дальнейшего существования в кругу фальшивых и пустых людей, которые окружают его. Он мечтает о славе, подобной славе Наполеона, он стремится совершить подвиг. «Ведь что же слава? — говорит князь Андрей. — Та же любовь к другим...». Однако действительность войны, в частности Аустерлицкое сражение, коренным образом меняют мировоззрение князя Андрея. Случается так, что былое стремление к славе приводит его к глубокому духовному кризису — он видит во момент ранения небо Аустерлица, которое становится для него символом высокого понимания жизни: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба».



Андрей Болконский осознал, что естественная жизнь природы и человека, которым до сих пор он не предавал особого значения, гораздо более полноценны и важны, чем война и слава Наполеона. Все то, что произошло с князем в дальнейшем — рождение ребенка, смерть жены, — упрочили в нем сознание того, что смысл человеческой жизни заключается в самых простых, обыденных проявлениях, что жить следует ради себя, для близких. Безусловно, такая активная и энергичная натура, как Болконский, не могла ограничиться только этим. Он начинает искать то, что дало бы ему полное удовлетворение. На нелегкой стезе поисков смысла жизни стержневым этапом становится встреча с Пьером Безуховым, беседа с ним на пароме. Пьер говорит важные для Болконского слова: «Надо жить, надо любить, надо верить», и именно они указывают князю Андрею путь к обретению гармонии. Далее следует встреча Андрея с Наташей Ростовой, со старым дубом, и все это вкупе помогает ему испытать радость бытия, возможность духовного возрождения, ощущение своей полезности. Однако счастье любви оказалось для него непродолжительным. События 1812 года становятся для Болконского знаменательной вехой. Его переполняют патриотические чувства, а главной целью его жизни становится защита родины от врага. Мечты о личной славе его уже не занимают. Новым идеалом существования человека для князя Андрея становится возможность жить, помогая и сочувствуя людям. В разговоре с Пьером накануне Бородинской битвы чувствуется целостность, неразделимость помыслов князя Андрея и защищающего свою родину народа. Искания смысла жизни Андрея завершаются слиянием народом, борющимся за родную землю. Иным был жизненный путь Пьера Безухова, однако его тревожили те же проблемы, что и князя Андрея. Пьер также искал ответ на вопрос: «Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть?» Вначале Пьер, как и Андрей, идет по ложному пути, защищая идеи французской революции, восхищаясь Наполеоном. Не найдя смысла жизни, Пьер совершает ошибки, одной из которых является его брак с низкой и безнравственной красавицей Элен Курагиной. Далее искания приводят его в масонскую ложу, он горячо желает «переродить порочный род человеческий». В учении масонов Безухова притягивают идеи «равенства, братства и любви», он задумывается о возможности облегчить жизнь крепостных. Он уже готов верить в то, что обрел жизненную цель, но вскоре разочаровывается в масонстве, поскольку' к республиканские идеи Пьера не разделялись его «братьями», среди которых также существовали двуличность, фальшивость, карьеризм. Идеалом становится для Пьера любовь к Наташе Ростовой. Полное же духовное возрождение герой пережил дни Отечественной войны 1812 года, когда ощутил свою близость народу, сопричастность ему. Посредством образов князя Андрея и Пьера Безухова Толстой передает мысль о том, что, какими бы разными путями ни шли лучшие из представителей общества в поисках смысла жизни, они приходят к общему итогу. Смысл жизни — в единении с родным народом, в любви к этому народу, в любви к жизни и своим близким. Не случайно в плену Безухов приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья».






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Война и мир > Диалектика души героев в романе Л Н Толстого «Война и мир»