Идея личной ответственности за судьбы мира в романе эпопее Л Н Толстого «Война и мир» - сочинение

1.	Ответственность человечества за зло, им порождаемое. Философский подтекст.
2.	Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир».
3.	Наполеон в системе мирового зла.
4.	Духовное развитие Андрея Болконского.
5.	Духовное развитие Пьера Безухова. Его мораль.
Сегодня очень часто, по поводу и без мы можем услышать фразу «Мы в ответе за тех, кого приручили». Эти слова Сент-Экзюпери стали крылатыми, они несут в себе глубокий смысл. И не только в отношении братьев наших  
меньших. Ведь понятие ответственности умещает в себе столько разных сфер человеческой жизни, что порою удивительно — все в одном слове.
Мы ответственны за любое зло, сотворенное в мире, мы генерируем все добро, происходящее в нашем обществе, которое к тому же пытается уравновесить негатив, исходящий от нас же. Страшно представить, какой баланс мог бы сложиться за многовековую историю человечества, если бы время не имело свойства изглаживать последствия. Конечно, согласно христианской морали, если совершается зло, непременно произойдет что-то доброе и светлое. Сложится некое равновесие и произойдет нейтрализация сил темных и светлых.
Человеческая цивилизация существует слишком давно, чтобы мы могли однозначно судить о том, в какую сторону — негативную или позитивную — склоняется это балансирование между двумя полюсами. Стоит сказать, что, согласно предписаниям Библии, Конец света, или Апокалипсис наступит тогда, когда зло все-таки победит. И исходя из того что мы до сих пор дышим воздухом, зло находится еще не достигло своего апогея. А так как люди еще помнят о морали, хочется верить, что время существования эры homo sapiens пока не вышло.
Однако решить вопрос о том, кто должен быть злым, а кто добрым, нельзя решать однозначно и в одиночку, поскольку все в мире относительно. Но невозможно брать ответственность за совершенное всем человечеством зло лишь на себя одного. Это невозможно, поскольку вина падает на всех. Перед богом равны все. Потому и брать на себя право вершить чьи-то судьбы пусть даже во благо никто не имеет права.
Данную тему прекрасно разработал Л. Н. Толстой в своем романе-эпопее «Война и мир». Роман имеет религиозно-нравственную и философскую подоплеку. Толстой воспринимается теперь не иначе как глубокомысленный психолог,  
который доводил свои убеждения до самого сердца читателя. А ведь это искусство. Высокий уровень компетенции в исторических событиях и реалиях как дворянского, так и простонародного быта, психология представителей того или иного общества позволили писателю выявить те самые простые истины и подать их читателю, затрагивая его ум и побуждая к размышлению.
Наиболее примечательными являются сюжетные линии «избранности» Наполеона и нравственных исканий Пьера Безухова.
Наполеон как историческая личность и правитель почему-то решил, что в праве дать благо своей нации за счет унижений и убийства других. А благо ли заставлять их идти на убийство человека? Благо ли бросить армию на сорокаградусных морозах среди заснеженных просторов Российской империи умирать от холода? Это ли укладывается в заповедь «Возлюби ближнего»?



Фигура Наполеона разрабатывается Толстым так, что читатель испытывает презрение к ничтожной личности. Поначалу Андрей Болконский увлекается идеями «наполеонизма». Позже он узнает всю глубину своих заблуждений. «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам, -... та любовь, которую проповедовал Бог на земле...» К такому осознанию жизни как человеческого существования на земле Болконский признает за несколько дней перед смертью. Прозрение князя не случайно и Толстой умело провел своего героя к этому событию. Автор показал целый путь развития личности, выразил всю сложность души и психологии Андрея. Другой персонаж, задумавшийся над судьбами мира, выходит из-под пера Л. Н. Толстого — эго Пьер Безухов. Это герой, который духовно близок автору. Истина нравственности и морали становится основой его «новой жизни». А какой же была прежняя? Пьер получил богатое наследство, оказался в центре светского внимания. Он еще не понимал, что проявление любви к нему — лесть окружающих, которым он начинает доверять, а им хотят всего лишь управлять, чтобы извлечь для себя выгоду. После брака с Элен Курагиной, Пьер понимает, что потерял все жизненные ценности и ориентиры. Он вступает в масонскую ложу. Безухов тогда ведет дневник, где занимается беспощадным психологическим самоанализом. Примечательным событием являет его поездка в южные губернии, где он пытался помочь крестьянам, дабы обеспечить их тяжелую жизнь. Однако он как дворянин и чувствовал себя ответственным за бедственное положение крепостных, но преодолеть барьер между крестьянами и «барином» он так и не сумел. Они считали его нововведения блажью. Пьер неудовлетворен ни собой, ни масонской деятельностью, наступает новый духовный кризис, жизнь становится бессмысленной. Начинается война и на свои средства он собирает ополчение, успокаивает свою мятущуюся душу хотя бы сознанием того, что он может помочь стране. Но моментом истины для него становится время пребывания на батарее Раевского, когда он ощущает свою ненужность среди людей. Оставшись в Москве, он все же решает доказать свою пользу, убив Наполеона. Осуществить этот замысел ему не удалось, но он становится свидетелем пожара в столице, спасает там девочку, защищает женщину от пьяных французских солдат. Позже, во французском плену, он испытывает острейший эмоциональный кризис и внутренний бунт, когда видит расстрел невинных людей. После встречи с Платоном Каратаевым ему становится легче. Такие терзания он испытывает в силу некогда бывшей своей доверчивости, ведь на ранних этапах духовной жизни Пьер увлекался наполеоновскими идеями, восторгаясь желанием Бонапарта подарить всем благо. Нанолеон — порождение времени, диктатор своей эпохи, а диктаторов, как известно, рождает общество. Так почему же кто-то один должен решать проблему целой исторической вехи в развитии человечества? Нет. Ответственны все. И следует пересмотреть прежние нравственные и религиозные принципы, чтобы исключить формирование и выявление зла, пусть даже в виде тирана. И закостенелость системы крепостничества как государственную проблему было невозможно решать в одиночку. Реформирование требовало времени, чтобы выработать правильную программу действий и подготовить сознание крепостных для коренных изменений в жизни. Эта проблема — тоже проблема эпохи и общества в ней. Решать их нужно сообща. Толстой отвергал насильственные методы, а связывал этику религиозного самосовершенствования человека с отказом от всякого зла, от какой-либо борьбы, с принципом не противления злу насилием, с проповедованием всеобщей любви. В сюжетных линиях, рассмотренных нами, автор хотел выразить основную свою мысль о том, что общество и все его составляющие должны быть свободны от всякого подавления личности. Эта свобода должна выражаться во всеобщей любви друг к другу и сострадании.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Война и мир > Идея личной ответственности за судьбы мира в романе эпопее Л Н Толстого «Война и мир»