Прямая обязанность художника – показывать, а не доказывать. А. Блок Творчество Л.Н. Толстого охватывает большой период времени – с 50 х годов XIX века до 10 х годов XX века. Он принимал участие в Крымской войне, видел жизнь крепостных крестьян, был свидетелем реформы 1861 года и нарастания революционного движения в 90 е годы прошлого века. Изображение духовного роста человека, «диалектики души» – самое, пожалуй, характерное в творчестве Толстого. Но этим истинно человеческим качеством – богатством душевного мира – он наделяет только симпатичных ему людей. Эта своеобразная традиция прослеживается на протяжении всего творческого пути писателя. Толстой пишет так, что ясно видно: чем больше влияет на человека светское общество, тем беднее его внутренний мир; человек может достигнуть внутренней гармонии в общении с народом, с природой. Толстой убежден, что сословные преграды угнетающе действуют на развитие характера. В раннем произведении, трилогии «Детство. Отрочество. Юность», рассказана история молодого дворянина; здесь много биографических черт, но это не биография автора, это история становления внутреннего облика молодого человека. У героя трилогии Николеньки Иртеньева богатый душевный внутренний мир, потому что он способен видеть и впитывать в себя многочисленные явления жизни, анализировать их, способен видеть «душу живую» в других людях и может в определенный момент произвести переоценку ценностей. В трилогии уже намечен образ, черты которого мы будем находить в других героях, например, в Андрее Болконском и Пьере Безухове. В романе «Война и мир» Толстого не случайно многие страницы посвящены психологии героев, их внутреннему миру, нравственным исканиям. Автор сумел рассказать о побудительных причинах поступков человека и сам определил, что понимает под словами «духовный мир» героя: «жизнь сердца и интересы мысли». Любимые герои писателя – те, кто мучительно ищет «что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?». Такими ищущими смысла жизни людьми предстают перед нами князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов. Умственные и жизненные искания героев сближают их, делают интересными друг другу и друзьями, для которых светская жизнь не имеет смысла. В тот момент, когда мы впервые встречаемся с ними в салоне Анны Павловны Шерер, известной фрейлины и приближенной императрицы Марии Федоровны, Пьеру двадцать лет, он только что вернулся из за границы, где прожил девять лет, получил образование и воспитание. Князь Андрей старше на семь лет, женат, «свой» человек в светской гостиной. Но «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было скучно». Только Пьеру он радостно улыбается, потому что он единственный там человек, который ведет себя естественно, говорит то, что думает. Болконский видит, что Пьер тянется к нему, доверяет ему во всем, и отвечает ему тем же. Андрей раскрывает перед ним самые сокровенные мысли и чувства: признается, что несчастлив, что ведет жизнь, которой недоволен, что мечтает уехать в армию. Следующая их встреча происходит в Богучарове, когда по дороге из своих южных имений Пьер заехал к князю Андрею, так как чувствовал душевную потребность свидания с другом. Шел 1808 год. Много событий произошло в жизни каждого из них, во многом они изменились в результате переживаний, страданий, оставивших след в душе. Поиск В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений Сочинения > Война и мир > Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века (по роману Л Н Толстого «Война и мир») Вариант 1 |