Изображение войны 1812 года в романе JI Н Толстого «Война и мир» - сочинение

В названии романа JI. Н. Толстого выражена извечная противоположность мира и войны. Мир — это покой, согласие, добро. Война
—	это воплощение неестественности, фальши и зла. Именно такой показана война 1812 года в толстовском романе.
J1. Толстой воссоздает народный взгляд на исторические события. Поэтому глубоко символично, что осознание простыми людьми противоестественности войны писатель непосредственно соотносит с образом хлеба (ведь хлеб — это, по сути, вся жизнь крестьянина): «Сильнее всего поразило его (Алпатыча) то, что, приближаясь к Смоленску, он видел прекрасное поле овса, которое какие-то солдаты косили, очевидно, на корм, на котором стояли лагерем; это обстоятельство поразило Алпатыча...». Перед этим старик видит обозы и войска, слышит выстрелы — все это должно заставить обратить на себя внимание, задуматься о том, что происходит, но Алпатыч остается лишь равнодушным наблюдателем. Но то, что солдаты косят еще зеленый овес — не набравший полной силы, а значит не в срок, не вовремя — да еще используют прекрасное поле в качестве стоянки для лагеря — это потрясение, это знак ущербности происходящего. Так рождается ощущение войны как противоречия естественному течению жизни.
В связи с этим нужно вспомнить эпизод пожара в Смоленске; там тоже жгут хлеб: «из амбара несло запахом лепешек от сгоревшего хлеба... Пламя вспыхнуло и осветило оживленно радостные и измученные лица людей, стоящих вокруг пожара». Сцена симво- лична: никто — ни жители, ни солдаты, ни находящийся здесь князь Андрей — не делает попытки потушить амбар. Это жертвенный огонь, он означает собственно начало народной войны. В этом огне сгорает все личное, индивидуальное. Недаром писатель изображает не только Ферапонтова, поджигающего свой дом, но и безымянного «человека во фризовой шинели» — хозяина горящего амбара, который кричит в упоении «Важно!.. Ребята, важно!»



Именно в войне 1812 года происходил процесс переплавки личного в общее. Характерно, что князь Андрей, думая о Кутузове, подчеркивает в нем отсутствие частного, личного. Всех — от никому не известного «человека во фризовой шинели» до командующего — пронизывает единое понимание, единое отношение к происходящему. Это то же чувство, что заставляет москвичей покидать свой город перед приходом врага. Писатель называет это чувство «скрытым патриотизмом». Это патриотизм дела, пусть не подвига (какой подвиг в том, чтобы уехать в Саратовскую деревню?), пусть совершенного для себя, дела незаметного, простого, естественного — но дела, а не фразы. В результате этого «скрытого патриотизма», его объединяющей теплоты, рождается новая общность людей, новый мир. Обретаемый в конце романа мир — великое торжество «мысли народной», писателя и его народа.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Война и мир > Изображение войны 1812 года в романе JI Н Толстого «Война и мир»