Именины Наташи Ростовой (анализ эпизода из романа JI Н Толстого «Война и мир» т I ч 1 гл XV XVII) - сочинение

Роман-эпопея «Война и мир» — произведение общенационального исторического масштаба, разворачивающее перед нами широчайшую панораму жизни русского общества первой трети XIX века. Жанр романа-эпопеи — создание Толстого — описывает жизнь нации на переломном этапе исторического развития через отдельных, лучших ее представителей.
Наряду с мужскими образами, в романе представлен целый ряд женских образов. Это и Марья Болконская, и Соня, и Наташа Ростова. В отличие от отрицательных женских персонажей (Элен, Вера, Жюли Карагина и др.), они наделены способностью духовно расти, изменять свои взгляды на действительность. В этой изменчивости Толстой видит прямое проявление жизни, вто время как в неизменности, духовной неподвижности (отрицательные персонажи) — проявление смерти.
Любимой героиней Толстого, по признанию самого писателя, является Наташа Ростова. Впервые мы встречаемся с ней на празднике, устроенном по случаю ее именин (том I, часть 1, главы XV-XVII романа).
Наташа еще совсем ребенок, — «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка». Каждое ее движение отмечено энергией, естественностью и непосредственностью. Она привлекает к себе внимание именно этими качествами. Наташа честна и прямолинейна в отношениях с сестрой Верой и братьями, ей чужда салонная искусственность и жеманность сестры, которой она заявляет в день своих именин: «Ты этого никогда не поймешь... потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет». Тринадцатилетняя девочка уже достаточно умна, чтобы понять душевную пустоту старшей сестры. Вместе с образом Наташи на страницах романа входит источник «живой жизни». Переполненная ребяческой энергией и оптимизмом, она всюду поспевает: утешить, как может, Соню, по-детски наивно объясниться в любви Борису, спеть с братом романс, поспорить о сорте мороженого, станцевать с Безуховым.
Став девушкой, Наташа не утратила этих черт. Напротив, они усилились, сделав ее чрезвычайно обаятельной. Внешне Наташа не так красива, как, например, Элен, но в соревновании внешней и внутренней красоты у Толстого всегда побеждает красота внутренняя. Секрет чарующего обаяния Наташи состоит в искренности, в том, что ее «душевная сила» не терпит насилия над живой жизнью. Сущность натуры Наташи — любовь. Наташа не расчетлива, ею руководит «разумный, естественный, наивный эгоизм». Все ее метания, в конечном итоге, имеют целью создание семьи и рождение детей (для Толстого в этом состоит смысл жизни любой женщины, и чем менее женщина в этом себя обманывает, тем она ближе к естественному идеалу, идеалу жизни). По Толстому, Наташа — это русский национальный характер — она впитала в себя 



с детства дух народа (святки, поездка к дядюшке и танцы). Фальшивое светское общество чуждо Наташе (после замужества она практически перестает бывать в свете). Только через любовь к Пьеру и создание семьи Наташа, наконец, обретает покой. Итак, эпизод именины Наташи Ростовой играет важную роль как в структуре образа героини, так и в композиции всего романа, поскольку в нем завязываются многие сюжетные линии, и в первую очередь происходит знакомство Наташи с Пьером Безуховым, который влюбляется в нее и будет нести это чувство до самой последней страницы романа. Кроме того, именно в образе Наташи Ростовой Толстой изобразил свой идеал «природного бытия», идею гармоничной, естественной личности, каковой и предстает перед читателем Наташа в день своих именин. Любовь и взаимопонимание царят в семье Ростовых, в этой ауре любви и воспитывается одна из главных героинь романа — Наташа Ростова. Жизнь в единстве со своим народом, общее, коллективное, национальное начало являлось для Толстого тем идеалом, к которому должна стремиться любая мыслящая личность и который для Толстого осуществился в войне 1812 года, когда лучшие представители всех слоев русского общества сплотились в единое целое перед лицом общего врага.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Война и мир > Именины Наташи Ростовой (анализ эпизода из романа JI Н Толстого «Война и мир» т I ч 1 гл XV XVII)