Наполеон и «маленькие наполеоны» в романе JI Н Толстого «Война и мир» - сочинение

Загадка Наполеона Бонапарта на протяжении веков волнует умы людей. О феномене капитана артиллерии из захудалого дворянского рода размышляли Пушкин и Лермонтов, Байрон и Стендаль, Достоевский и Бальзак. Кто он: гений или злодей, великий полководец или удачливый авантюрист? Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» развенчивает образ Наполеона и культ, связанный с его возвеличиванием.
«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» , — пишет Л. Н. Толстой. Отсутствие простоты, неестественность, фальшь, свойственные Наполеону, ярко проявляются в эпизоде, где «великий человек» рассматривает портрет сына. Здесь каждая деталь сражает буквально наповал: в именовании мальчика Римским королем (как будто нет нормального человеческого имени), в том, что «свидание» с сыном на самом деле — свидание с портретом. Наполеон перед портретом не думает о сыне, а позирует для истории.
Отсутствие добра и правды в душе Наполеона видны в каждой его фразе. «Вот прекрасная смерть», — говорит он, глядя на раненого Андрея Болконского. Слова эти противоестественны: смерть не может быть прекрасной. Фразы, произносимые Наполеоном, лишены того глубокого смысла, который им приписывают историки. Часто они просто глупы, порой циничны, как, например, при осмотре поля боя при Аустерлице («Что за славный народ!»).
В «Войне и мире» Бонапарт изображен ничтожным, почти карикатурным, часто он жалок или смешон, хотя смех этот персонаж вызывает далеко не благодушный.
Вызвано это в первую очередь эпическими задачами, которые ставил перед собой писатель. Концепция «великого человека», сознание, что этот человек определяет ход истории, ведет к необратимым нравственным последствиям: к оправданию зла и насилия, трусости и подлости, лжи и предательства — душевной нечистоплотности всех оттенков, поскольку ответственность за происходящее возлагается на «великого человека», которому «все можно» и во имя которого также «все можно».



Этот строй мыслей и чувств буквально носится в воздухе. Толстой в своем романе показывает целый ряд «маленьких наполеонов» —людей, готовых на все ради самоутверждения. Таким является Анатоль Курагин, которого Пьер называет «дурным человеком». Он абсолютно не способен думать о последствиях своих поступков: будучи женатым, пытается похитить невинную девушку, к тому же помолвленную, и при этом ему совершенно все равно, что будет с Наташей, когда кончатся деньги. По-иному воплощает в себе наполеонизм Борис Друбецкой. Главное для него — продвижение по службе, награды, материальное благосостояние. Борис, как Молчалин, угождает всем, только более тонко. Он холоден и расчетлив. Он наперед знает, что, как и от кого можно взять. Ошибки и промахи исключены. Он — карьерист с четкой программой. Наполеонизм — болезнь очень распространенная. Ею «болеют» и положительные герои романа. Это и мечта «о своем Тулоне» Андрея Болконского, и деятельность Пьера по устройству жизни своих крестьян. Процесс выздоровления всегда труден. Развенчивая Наполеона и наполеонизм, Толстой показывает, что роевое и личное начала равноценны. Рождение нового человека, смерть маленькой княгини или выздоровление ребенка не менее ценны и значимы, чем сожжение Москвы или битва при Ватерлоо. Судьба отдельного человека столь же уникальна, как и судьбы человечества.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Война и мир > Наполеон и «маленькие наполеоны» в романе JI Н Толстого «Война и мир»