Наташа Ростова и Марья Болконская в романе Л Н Толстого «Война и мир» - сочинение

Читая роман Л. Н. Толстого «Война и мир», мы встречаемся с очень большим количеством персонажей. Среди них множество женщин, причем самых разных: умных и глупых, божественно красивых и не особенно привлекательных, добрых и эгоистичных и т. д. Но только две из них любимы нами так, как будто мы знакомы с ними лично, участвуем каким-то образом в их судьбах и иногда разговариваем с ними по душам. Наташа и княжна Марья, наверное, стали родными женщинам всего мира. Причем кому-то ближе быстрая, живая, неповторимая и пленительная Наташа, а кого-то привлекают неторопливость, мечтательность и загадочная глубина княжны Марьи.
Действительно, на первый взгляд, в этих героинях нет ничего общего: разница в возрасте, воспитании, привычках, образе жизни и т. д. Они кажутся настолько непохожими, что судьба непременно должна была бы развести их в разные стороны, а уж близкую дружбу между ними представить себе совершенно невозможно. Их первая встреча, такая неудачная, а для Наташи даже трагическая, совершенно не предвещала того, что они когда-нибудь станут родными людьми. Я хочу попробовать разобраться, что сблизило этих женщин (я уверена, что не только общее горе, иначе их разлука через какое-то время была бы неминуема). Это можно сделать, только поняв суть каждой из них.
Как впервые появляется Наташа? Сначала мы услышали «бег... нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула», а потом «в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то короткою кисейною юбкою, и остановилась посередине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко». В дальнейшем ей не раз придется совершать поступки «нечаянно, с нерассчитанного бега», и именно за это мы полюбим ее. В ней непрестанно идет какая-то своя жизнь, и свет этой внутренней жизни падает на Соню и Бориса, отражается в Николае и Пете, радует старого графа и волнует графиню. Она переполнена жаждой жизни — вот в чем секрет ее очарования. За один только день своих именин она успевает пережить и перечувствовать столько, что другой девочке хватило бы на полгода. С ней происходит так много событий, потому что она жадно ищет их. Она готова хохотать, плакать, танцевать как большая и прыгать, как маленькая девочка.
Это — в детстве. А что же в юности? Девочка еще живет в ней и заставляет совершать совсем не светские и не очень приличные поступки, например, поцеловать Денисова, приехавшего с Николаем в отпуск. Денисова Наташа видит впервые, но радость от приезда брата настолько захлестывает ее, что для нее легко и естественно поцеловать его — так же радостно, как прыгать и пронзительно визжать. У нее есть свой мир, и в этом мире огромное место занимают окружающие ее люди, которых она понимает чутьем. Ей ясно то, что совершенно недоступно Николаю, хотя тот старше и опытнее: «За Долохова она чуть не поссорилась с братом. Она настаивала на том, что он злой человек, что в дуэли с Безуховым Пьер был прав, а Долохов виноват, что он неприятен и неестествен». Объяснить, логически доказать Наташа не умеет, потому что понимает людей не умом, а сердцем. И сердце всегда ей подсказывает верно. Интересно, что Наташа, в отличие от Сони, вовсе не стремится принести себя кому-то в жертву, она даже не ставит перед собой цели помогать людям, делать их счастливыми.
Она просто живет и своей чуткостью, пониманием так или иначе помогает всем, кто ее окружает. Наташа дарит людям тепло своей души, заражает той неуемной жаждой жизни, которая переполняет ее саму. Примеров тому очень много. Когда Николай вернулся домой после проигрыша в карты, Наташа «мгновенно заметила состояние своего брата... но ей самой было так весело в ту минуту... что она... нарочно обманула себя» и продолжала петь. И все-таки, сама того не зная, Наташа пела для брата и этим помогала ему. Слушая ее пение, Николай понял: «Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь — все это вздор... а вот оно настоящее...»



Князь Андрей ехал к графу Ростову в Отрадное «невеселым и озабоченным», думая о том, что любовь и счастье — это «глупый, бессмысленный обман». Сама мысль о возрождении к новой жизни, любви, деятельности была неприятна ему. Однако когда он увидел «странно-тоненькую», черноглазую девушку, с веселым смехом бегущую прочь от его коляски, его задело то, что эта девушка «не знала и знать не хотела про его существование». Ночной разговор Наташи с Соней, случайно подслушанный князем Андреем, так подействовал на него, что «в душе его вдруг поднялась неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни». Только Наташа могла вызывать у людей такие чувства, только она могла заставить их мечтать «улететь в небо», как мечтала она сама. Княжна Марья — другая. Выросшая в деревне, воспитанная суровым, а подчас и жестоким отцом, она не знала тех радостей жизни, которыми сполна наслаждалась Наташа. Для старого князя Болконского существовало «только две добродетели: деятельность и ум». Главным условием деятельности он считал порядок, и этот «порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности». У княжны Марьи не было матери, к которой она могла бы прибежать ночью поболтать и поцеловать «в душку», как это делала Наташа. Был отец, которого она, конечно, любила, но так боялась, что даже «красные пятна переливались по ее лицу». Когда читаешь о том, как она занимается с отцом математикой, сердце наполняется такой жалостью к этой девушке, что так и хочется защитить ее от самодура- отца. Становится понятно, почему «у княжны мутилось в глазах, она ничего не видела, не слышала... и только думала о том, как бы ей уйти поскорее из кабинета и у себя на просторе понять задачу». Она переписывается с Жюли Карагиной, искренне веря в то, что это — ее друг. Ничего удивительного нет в том, что умная, тонкая княжна Марья верит в дружбу фальшивой и недалекой Жюли. Ведь у нее больше нет друзей, и отчасти она придумала себе подругу. Их письма похожи только на первый взгляд, но они как день и ночь: искусственные и надуманные страдания Жюли не имеют ничего общего с совершенно искренними, светлыми и чистыми мыслями княжны Марьи. Лишенная всякой радости, одинокая, запертая в деревне с глупой француженкой и деспотичным, хотя и любящим отцом, княжна Марья старается утешить бедную, страдающую Жюли. Сама же она находит утешение только в религии. Вера княжны Марьи вызывает уважение, потому что для нее это — прежде всего требовательность к себе. Она готова простить слабости всем, но только не себе. Толстой любит княжну и, видимо, потому беспощаден к ней. Он проводит ее через многие испытания, как будто для того, чтобы проверить, выдержит ли она, не потеряет ли своей искренности и душевной чистоты. Но княжна Марья, которая кажется такой слабой и беззащитной, на самом деле настолько сильна духом, что выдерживает все тяготы, ниспосланные ей судьбой.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Война и мир > Наташа Ростова и Марья Болконская в романе Л Н Толстого «Война и мир»