О мотиве движения развития в романе «Война и мир» - сочинение

Нравственно ценное в «Войне и мире» далеко не сводится к идеальным личностям Кутузова и Каратаева. Пьер так и не становится последователем каратаевской любви ко всем людям. Неспособные к дальнейшему развитию, не только отрицательные, но и положительные герои сходят со сцены. Они, как Кутузов, умирают, ибо им больше «ничего не оставалось». Способным же к развитию героям Толстой оставляет все. Они и умирают совсем не так, как одинокий Кутузов или оставленный всеми Каратаев. Даже сама смерть князя Андрея в романе — своеобразный этап в его духовном развитии.

После него останется Николенька, которому предстоит пройти через все те духовные переживания, которые выпали на долю его отца и «дяди Пьера». Верный принципу историзма, Толстой показывает не только различия двух эпох — героического 1812 года и «самоуверенных» 60-х годов — но и следы различных времен в границах изображенного им периода с 1805 по 1819 годы. Особую роль играет показ поколений: молодого (пять центральных героев) и старшего (графы Безухов и Ростов, князь Николай Болконский, мать Бориса Друбецкого, Ахросимова и т.

д. ). Исключение составляет князь Василий Курагин, который, подобно Молчалину, обладает настолько универсальной приспосабливаемостью, что исторически безлик. Различия поколений прослеживаются во всем, начиная от специфики речи, внешнего облика, до жизненных позиций. Например, характеристикой стариков является убеждение, что в прежние времена все было лучше.

Именно молодые, люди нового, XIX, а не XVIII века, способны к активному духовному развитию, а Илья Андреевич Ростов и Марья Дмитриевна Ахросимова, люди XVIII века, всегда и со всеми одинаковы. Стремятся законсервировать привычный порядок отец князя Андрея, который и умирает в значительной степени из-за столкновения своего закостеневшего мира с реальностью, для него новой, страшной и невероятной.

Это те положительные герои, которые умирают, потому что не могут измениться. Они уходят со сцены, как бы уступая место молодым, ищущим людям, более соответствующим новому времени. Однако «вечные» ценности старшего поколения Толстым не отвергаются и получают закрепление в женских образах (Марья, Наташа) и в образе Николая Ростова, не оскорбившего памяти отца отказом от запутанного наследства и закрепившего в своей деятельности принцип разумного консерватизма. В романе намечены также контуры третьего поколения. Толстой и здесь сохраняет соотношение вечного и нового, еще небывалого. Так, Петя Ростов начинает проходить через те жизненные сложности, что и его старший брат, включая юношескую романтику в понимании войны, вступление в армию вопреки воле родителей и полудетскую неприспособленность. Николенька Болконский с ранних лет приобщается к духовным исканиям, в противоречиям сознания и стремлению совершенствовать себя, чтобы сделать ради памяти отца что-то, направленное к большой и как будто ясной цели: «то, чем бы даже он был доволен...







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Война и мир > О мотиве движения развития в романе «Война и мир»