ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ Л Н ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» - сочинение

«Война и мир» была написана в 60-е годы XIX века. Правительство Александра I отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, они бунтовали. Россия и Запад, исторические судьбы страны и ее народа — самые злободневные вопросы того времени. Они постоянно волновали Толстого. Писатель всегда был против революции и надеялся, что путем просвещения, реформ, конституции возможно установить идеальный социальный строй.
Роман «Война и мир» задумывался как грандиозное исследование полувековой истории России в ее острых столкновениях и сопоставлениях с Европой, как постижение национального характера русского народа и всего строя его жизни. В романе поставлены психологические, социальные, исторические, нравственные проблемы, писатель рассуждает об истинном и ложном патриотизме, о роли личности в истории, о национальном достоинстве русского народа, о дворянстве, в романе действуют свыше двухсот исторических лиц.
Представляя события с человеческой, нравственной стороны, писатель вскрывает и их подлинную историческую сущность. Так, Наполеон претендовал на великую роль в истории, рассчитывал творить историю, подчиняя ее собственной воле. Толстой же говорит, что французский император деспот не только по положению, но и по убеждению. Он развенчивает его величие. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», — утверждает писатель.
В «Войне и мире», этом романе-исследовании, огромная роль отводилась картине характеров и нравов. Роман воссоздает душевные переживания разных людей того времени, их духовные устремления. Лучшими представителями дворянства являются Пьер Безухов и Андрей Болконский. Они оба стремятся к разумному устройству общества, оба жаждут правды. В конечном итоге герои понимают необходимость обращения к народу, служения ему, единения с ним и отрицают все формы либерализма. Характерно, что дворянская культура того времени представлена в романе преимущественно этими умственными и нравственными исканиями «образованного меньшинства». Внутренний мир человека, исследование души — вот одна из философских проблем, волнующих Толстого. 
У писателя свой собственный взгляд на историю. Одна из центральных проблем «Войны и мира» — это соотношение личности и общества, руководителя и массы, жизни частной и исторической. Толстой отрицал хоть сколь-нибудь значительную роль личности в истории. Он отказывался признать силой, руководящей историческим развитием человечества, какую бы то ни было «идею», а также желания или власть отдельных, пусть даже и «великих», исторических деятелей. Он говорил, что все решает «дух войска», утверждал, что существуют объективные законы, управляющие событиями. Эти законы неизвестны людям.



Затрагивается в романе и вопрос о свободе и необходимости. По- своему и оригинально решает Толстой этот вопрос. Он говорит, что свобода человека, исторического деятеля — кажущаяся, человек свободен лишь в том, чтобы не идти наперекор событиям, не навязывать им свою волю, а просто соответствовать истории, меняться, расти и таким путем влиять на ход событий. Толстой считает, что человек тем менее свободен, чем ближе он поставлен к власти. Своеобразен взгляд Толстого на роль женщины в обществе. Писатель не признавал идеи эмансипации женщины. Если Тургенев, Чернышевский видели женщину сильной, независимой, то Толстой считает, что для женщины главное — домашний очаг. Поэтому Наташа Ростова в эпилоге — просто мать и жена. Современному человеку с Толстым трудно согласиться, потому что сегодня умной женщине мало быть просто домашней «гусыней», ей необходима самореализация. Роман «Война и мир» с полным основанием можно назвать философским. Л. Н. Толстой рассмотрел в нем все основные вопросы: человек и общество, смысл бытия, история и прогресс и многие другие. Автор представил свое видение философских проблем, и поэтому роман будет всегда интересен.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Война и мир > ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ Л Н ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»