Идеологическая пародия В Войновича «Москва 2042» - сочинение

Литературная пародия в антиутопии проявляется в пародировании образцов официально-делового и публицистического стилей, литературы социалистического периода. Автор подвергает критике тексты конституции, указывает на расхождение их с действительностью. Понимание «мира как текста» ведет к цитатности, реминисценциям и «идеологическому полифонизму» (термин М. Бахтина) в произведении В. Войновича. Соединяя разнородные стили, автор обличает несовершенство разных сфер жизни.

В. Войнович включает в свой роман и спародированные тексты доносов, написанные в виде писем к подруге. Образ разведчицы, агента КГБ Степаниды Зуевой-Джонсон трагичен: после выполнения порученного ей задания она должна умереть, но ее доносы еще много лет будут храниться в архиве БЕЗО.

Отдельную группу литературных источников в антиутопии составляют крылатые выражения из сочинений классиков («Красота спасет мир», «Я лиру посвятил народу своему…» и др.), которые вводятся в сатирический контекст: их авторство приписывают Гениалиссимусу. Такое свободное обращение с классической литературой одновременно сочетается с попыткой возродить гуманистические ценности культуры, отбросив идеологический налет.

Идеологическая пародия является художественным открытием В. Войновича. С целью разоблачения идеологии тоталитаризма в романе пародируются тезисы марксистско-ленинского учения об удовлетворении человеческих потребностей при социализме и коммунизме; о создании нового человека; о построении коммунизма в отдельно взятой стране; о методе социалистического реализма и т.д.

По мнению Б. Ланина, «пародия у Войновича лишена какой бы то ни было амбивалентности. Ее главная и единственная функция – разоблачающая, приземляющая и уничтожающая». Кроме того, пародия скрепляет текст на сюжетно-композиционном уровне, так как лозунги и другие меты текста, являясь составной частью общества, структурируют антиутопическую реальность. Описание жизни в МОСКОРЕПе является пародией на утопическую идею коммунизма и на реальные процессы ХХ века. В данном случае пародия выполняет структурообразующую функцию, помогает изобразить абсурдность советской государственной системы.

Пародия, мотив подмены, анекдотичность романа обуславливают связь антиутопии с соц-артом, в котором развенчивался социалистический метод производства эстетических ценностей и сам социализм. В. Войнович использует некоторые модели и приемы соц-арта: образы, символы, язык советской эпохи остаются соцреалистическими, но наполняются сатирическим содержанием. Одним из примеров пародирования социалистических символов являются описания памятников Гениалиссимусу: «Здешний пластмассовый Гениалиссимус был, я думаю, такого же калибра, что и тот. Но в летней форме и без перчаток. В левой руке он держал пластмассовую книгу, на которой можно было прочесть: «Избранное». Правая рука автора книги покоилась на курчавой голове юноши Пушкина, который был совершенно лилипутского роста, но и другие лилипуты, составлявшие групповой портрет, были еще меньше. Из других представителей предварительной литературы все-таки выделялись Гоголь, Лермонтов, Грибоедов, Толстой, Достоевский и всякие другие из более поздних времен. Мне приятно сообщить, что себя в этой группе я тоже нашел. Я стоял сзади Гениалиссимуса, держась одной рукой за его левое голенище».

    Как справедливо отмечает С. Носов: «Литературная игра в содружестве с художественным озорством, с иронией и смехом – давнее оружие свободолюбия, разрушения всех и всяческих идолопоклонств и даже (как писал М. Бахтин) оружие критического анализа». За литературной игрой автор скрывает стремление к правдивой жизни, искренним человеческим отношениям.

Каждая из частей романа относительно самостоятельна в композиционном отношении, но объединяются они образом рассказчика. Интересна связь писателя Карцева с его собственным произведением. Он становится участником событий, которые позже опишет. В будущем он изучает роман, уже написанный им, но незнакомый ему.

Пародия в антиутопии направлена не только против тоталитаризма, но и против того, что сделало возможным появление и существование тоталитаризма, – против отсталости народных масс. Комуняне становятся жертвой игры вождей. Незаменимыми качествами комунянина являются терпение, слепая вера, смирение, идолопоклонство. Трагизм положения народа усиливается от главы к главе. В последних главах романа содержатся размышления писателя о трагедии общества, причиной которой явилась безграничная вера людей в коммунизм:

    «Что же такое народ? И есть ли вообще разница между народом, населением, обществом, толпой, нацией или массами? И как назвать миллионы людей, которые восторженно бегут за своими сумасшедшими вождями, неся их бесчисленные портреты и скандируя их безумные лозунги? Если ты хочешь сказать, что самое лучшее, что есть среди этих миллионов, это и есть народ, то тогда ты должен признать, что народ состоит всего из нескольких человек. Но если народ – это большинство, то я должен тебе сказать, что народ глупее одного человека. Увлечь одного человека идиотской идеей намного труднее, чем весь народ». Собирательный образ комунян вселяет тревогу за народ, за его будущее. Автор дает возможность своему герою спастись: Карцев возвращается в свое время, а вопрос о будущем народа остается в романе открытым.

Таким образом, пародия является структурообразующим принципом романа В. Войновича «Москва 2042». Она определяет обличительный пафос антиутопии, направленный как против советской системы, так и против утопизма общественного сознания. Пародия проявляется на разных уровнях произведения: сюжетном, образном, мотивном, пространственно-временном, стилевом, языковом. В сочетании с другими средствами комического (гротеск, ирония, сатира) пародия становится у В. Войновича мощным источником смехового и игрового начал в романе. Используя традиционные виды пародии (бурлеск и травестию), писатель вместе с тем значительно расширил разнообразие форм пародии.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Войнович > Идеологическая пародия В Войновича «Москва 2042»