Роман пародия В Войновича «Москва 2042» - сочинение

Владимир Николаевич Войнович – русский писатель второй половины ХХ века, чье творчество развивалось в условиях советского режима. Большая часть его произведений («Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Шапка», «Путем взаимной переписки», «Фиктивный брак» и др.) стала известна отечественному читателю лишь в 90-е годы, после отмены в 1990 году Указа Президиума ВС СССР от 16 июня 1981 года «О лишении гражданства Войновича В.Н.».

Роман «Москва 2042» был закончен и впервые опубликован на Западе в 1986 году. В 80-е годы советские и западные критики дали негативную оценку роману. Объективное же изучение творческой деятельности  В. Войновича в русском литературоведении началось лишь в 90-е годы, и до сих пор споры о В. Войновиче и его наследии не утихают.

Основу романа «Москва 2042» составляет фантастическое путешествие главного героя Виталия Карцева в Москву на 60 лет вперед. В одном из интервью В. Войнович сказал, что сначала хотел заглянуть на 50 лет вперед и назвал свой роман «Москва 2030», но потом «прибавил десять льготных лет». Писатель начал работу над романом в 1982 году, а 60 лет назад, то есть в 1922 году, была принята декларация об образовании СССР. Таким образом, в 1982 году СССР исполнялось 60 лет. «Автор умножил это число в два раза, и устроил своему герою путешествие на столько же лет, сколько лет существовал социализм, то есть в 2042 год. Это был контрольный срок проверки последствий социального эксперимента».

Главный герой романа – Карцев пишет книгу о будущем своей страны. Он сам становится участником событий, которые описывает в книге. Как это ни парадоксально, но, попав в будущее, писатель знакомится с уже написанным им романом и узнает о происшедших с ним самим и остальными героями событиях за 60 лет (1982 – 2042). «Текст» у В. Войновича изображается как «мир», а «мир как текст». Роман Карцева – не готовая вещь, а процесс взаимодействия художника с текстом, текста с пространством культуры и социальным пространством. Персонажи романа живут согласно правилам эстетической игры, что дает возможность превратить трагедию в фарс и экспериментировать с будущим.

Хотя критики почти единогласно отнесли роман к жанру антиутопии, по словам самого автора, он вовсе «не собирался писать антиутопию». «Я искренне пытался хотя бы на бумаге улучшить реально существующую систему, избавить ее от того, что мешает, добавить к ней то, что не мешает. Мой роман, конечно же, не утопия, но и не антиутопия. Я считал и считаю его романом-предупреждением».

Как видим, автор подчеркивает прежде всего прогнозирующий и предупредительный характер своего произведения, а это позволяет соотнести его с антиутопией. В. Войнович развенчивает миф о коммунизме (коммунистическую утопию) средствами антиутопии, среди которых ведущее место занимают пародия, ирония, сатира, гротеск. Писатель развенчивает и современную ему советскую действительность, показывает губительность развития в дальнейшем тоталитаризма под прикрытием мифа о коммунизме.

Гротеск – основное средство изображения жизни «комунян» в романе «Москва 2042». Характерным признаком гротеска В. Войновича является окарикатуривание образов и явлений путем перемещения и совмещения разных плоскостей. Гротеск в произведении стирает грани между категориями: жизнь – «вечное заключение», демократия – «дерьмократия», публичный дом – «дворец любви».

В создании художественного мира романа важную роль играет «новояз». «Новояз» – одна из самых ярких примет антиутопии. Это «пословичная стилизация тоталитарного государства, пословичные новообразования, оригинальный пародийный прием сатирического переосмысления известных афоризмов». «Новояз» МОСКОРЕПа был создан властью для обслуживания коммунистической идеологии и навязан жителям как общеупотребительный вместо нормального языка, ставшего преступным.

«Новояз» романа отличается большим количеством иносказаний. Вместо привычных естественных названий комуняне часто пользуются сложными оборотами: вместо слова «уборная» в языке будущего появилось слово Кабесот – Кабинет Естественных Отправлений, «баню» заменил «пункт санитарной обработки». Б. Ланин охарактеризовал данную особенность «новояза» в контексте мотива подмены. Сам автор такую двойственность называл «наоборотным пониманием». Этот прием В. Войнович унаследовал от Н. Гоголя, М. Булгакова, А. Платонова.

Мотив подмены пронизывает все уровни произведения, становится источником «двоемыслия» (термин Дж. Оруэлла) и способствует созданию образа фальшивого мира. Особое внимание автор уделяет мотиву «перевертыша»: «каждый человек может войти в любой магазин  и выйти оттуда совершенно бесплатно. Но никаких магазинов у нас нет»; «все принадлежит всем», и ни у кого ничего нет; «наше общество, как известно, самое гуманное в мире. Но с теми, кто нарушает его законы и нормы поведения, оно поступает сурово». Основу «новояза» МОСКОРЕПа составляют сложносокращенные слова и аббревиатуры (БЕЗО, КПГБ, ИНСОНОЧЕЛ, КОМНАКОМ, ИНИЗИН). В их использовании воплощается абсурдность жизни.

Одной из особенностей антиутопии В. Войновича является острая публицистичность. Антиутопия как жанр призвана переосмыслить социальные категории, идеи государственного устройства, политические концепции. Поэтому она нередко апеллирует к политике, социологии, идеологии, находя в них материал для художественного переосмысления. Роман В. Войновича насыщен публицистическими рассуждениями на политические, социальные, религиозные и бытовые темы современности.

Антиутопия «Москва 2042» построена в виде цепи анекдотов, что является новым в области романа в целом и жанре антиутопии в частности. В. Войнович считается основателем романа-анекдота в современной литературе («Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»). Черты анекдотичности проявились и в «Москве 2042». Такое построение антиутопии дает возможность писателю представить в комическом виде разные стороны жизни: бытовую, историческую, политическую и т.д. Герой попадает в курьезные ситуации, смешные обстоятельства, однако выходит победителем из всех ситуаций. В. Войнович надеется, что и народ сумеет подняться над жалким существованием и возродить нравственные принципы. По мнению автора, «смех, который идет от пародии и от анекдота в том числе, позволяет избавиться от страха перед самым страшным, что только известно истории, – системой насилия».

Цель романа В. Войновича «Москва 2042» как антиутопии –развенчание ложных мифов и разоблачение утопических идей путем доведения их до абсурда. По мнению Б. Ланина, утопия в романе «поглощается дистопией», что дает возможность провести идею «о несбыточности коммунистической утопии».  Однако, как считает О. Николенко, не стоит сводить содержание романа В. Войновича к одной дистопии, так как автор произведения, анализируя историческое прошлое и настоящее, стремится прежде всего вскрыть сущность тоталитарной системы и показать абсурдность воплощения идеалов коммунизма в жизнь.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Войнович > Роман пародия В Войновича «Москва 2042»