👍Сочинение Жизнь и творчество Вольтера (1694 1778) Идейное содержание и художественная структура философской повести «Простак» Вольтер
Жизнь и творчество Вольтера (1694 1778) Идейное содержание и художественная структура философской повести «Простак» - сочинение

Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Последняя майская ночь 1778 года выдалась теплой, и часовые парижского поста, сладко зевая, приготовились уже было перекрыть полосатым шлагбаумом широкий тракт, который вел от столицы к знаменитой провинции Шампань, когда послышался цокот копыт. «Кого еще там бес несет среди ночи»,- недовольно пробурчал себе под нос офицер и почти дословно повторил свой вопрос вслух. «Слава Иисусу Христу!» - этим церковным приветствием, которое прозвучало с голубой, украшенной звездами кареты, которая только что подъехала к посту, часовые узнали служителя Божьего. «Документы»,- не любезнее, чем раньше, проскрипел загрубевший на службе голос. «Документы в порядке, аббат Миньо, но какая потребность погнала вас в дорогу ночью, и что там у вас в карете?». Если бы часовые могли знать, что в случае задержания этой кареты их уже

 

следующим утром ждало бы повышение по службе и значительное денежное вознаграждение (ведь католическая церковь прославлялась умением щедро вознаграждать за услуги, предоставленные ей в борьбе с ее отчаянными врагами, а в карете находился первейший из них!). Но они этого не знали, а кроме спящего старика в ночном халате и колпаке в карете никого не было. А впрочем, они этого старика хорошо понимали - их самих клонило в сон. И хотя эта карета показалась офицеру удивительно знакомой,  он махнул рукой и крикнул:

 «Проезжай!».   Аббат   поспешил   выполнить

команду, вытирая с лица холодный

пот и унимая нервное дрожание рук. Париж остался позади,

а впереди была длинная и опасная дорога к аббатству Сельер. И еще и рядом с трупом...

Да, старик действительно спал, но сном вечным. «Вот я и выполнил Вашу просьбу, дядя Франсуа»,- подумал аббат, удобнее устраивая для дальней дороги закоченевшее тело того, чьим именем со временем назвали целое столетие. Так по детективному был спасен от позора прах одного из величайших сыновей Франции и человечества – великого Вольтера. Так как разве не позором было бы, если бы его тело, словно ничтожество, выбросили на мусорник? Страх перед такой перспективой, будто дамоклов меч, долгие годы висел над Вольтером, ведь он хорошо знал о злой ненависти церкви к себе. Поэтому, ощутив приближение смертного времени, он попросил своего племянника, аббата Миньо, втайне вывезти его тело из Парижа и немедленно похоронить, пока церковь не спохватилась о его смерти и не выдала запрет на погребение. Но у церкви везде были свои уши и глаза, именно поэтому аббат не стал ждать даже утра, а выехал с телом мертвого дяди в карете ночью. Взмыленные и запыленные кони мчались целый день, а под вечер в конце концов остановились неподалеку кладбища в аббатстве Сельер, что в Шампани. Местный приор быстро осуществил погребельный обряд, и тело Вольтера исчезло в своде.

А утром на парижском тракте возделась розовая от лучей утреннего солнца пыль. Почти на ходу из кареты выскочил мужчина и побежал к аббатству, путаясь в длинных полах рясы, что-то взывая и размахивая какой-то бумагой. Приор изобразил крайнее удивление тем, что, оказывается, существовал запрет на погребение господина Франсуа  Мари Аруе,  известного под псевдонимом  Вольтер.  Нет, если бы он, приор, был с этим запретом ознакомлен, то, конечно, и не подумал бы ослушаться грозного приказа, но что сделано, то сделано, не раскрывать же могилу. Раскрывать ли? Что скажет на это господин курьер? Парижский курьер был явным образом сбит с толку, могила так и осталась нетронутой. Вольтер еще раз, теперь уже посмертно, «опередил» своего отчаянного врага - католическую церковь.

Как же начиналась и протекала жизнь, которая кончилась так необычно? Почему Гете сказал, что в Вольтере объединились политические силы Франции?

(Ученики записывают тему урока и эпиграф в тетради).

III. Работа над темой урока.

1. Знакомство с жизненным путем Вольтера. (Ученики делают короткие записи).

Учитель. Франсуа Мари Аруе родился 21 ноября 1694 года в Париже. Мать Вольтера, Мари Маргарит Домар, была дочерью секретаря криминального суда, а отец, Франсуа Аруе,- нотариусом и собирателем налогов. Сам Вольтер не любил отца и его ремесло, а позднее (1744 года) объявил себя внебрачным сыном какого-то шевалье де Рошбрюна, нищего мушкетера и поэта, чтобы не быть сыном успешного буржуа.

После нескольких лет годам обучения в парижском иезуитском колледже Людовика Великого (1704-1711) юный Аруе по требованию отца занялся изучением права. В скором времени он против отцовской воли променял юриспруденцию на лавры дерзкого стихотворца и радость светской жизни. В мае 1717 года за сатиру на регента Франции герцога Орлеанского автор-начинающий попал в Бастилию, тем не менее, год заключения не охладил его литературного запала. Уже в 1718 году была поставлена его первая значительная пьеса «Эдип», благосклонно воспринятая публикой.

В начале 1726 года произошла стычка Вольтера с шевалье де Роганом, который позволил себе публично насмехаться над попыткой Вольтера спрятать под псевдонимом свое недворянское происхождение. Вооружившись пистолетами, Вольтер старался отомстить обидчику, но был арестован, брошен в Бастилию, а в конце 1726 года - вынужден оставить Париж. Более чем двухлетнее пребывание в Англии повлияло на его благосклонность к веротерпимости и либерализму. Свои либеральные взгляды Вольтер изложил в знаменитых «Философских письмах». В 1734 году, уже после возвращения Вольтера на родину, книгу сожгли согласно с приговором Парижского парламента, а автору угрожал новый арест. Не желая соблазнять судьбу, Вольтер в том же году выехал в Шампань, где поселился в имении своей любовницы, маркизы дю Шатле. Одна из самых просвещенных женщин того времени, она разделяла увлечения Вольтера метафизикой, естественными науками, библеистикой.

В 1744 году началась короткая и неудачная карьера Вольтера-Придворного. Литературная популярность и влиятельные заместители обеспечили ему место придворного историка (1745). В 1746 году его избрали в Французскую академию, но ему так и не удалось (вопреки всем стараниям) приобрести благосколонность короля. Холодность Людовика XV, разочарование в Версальском дворе, смерть маркизы дю Шатле (1749) склонили Вольтера принять приглашение прусского короля Фридриха II, при дворе которого он появился в 1750 году. В декабре 1754 года Вольтер переехал в Швейцарию, где ему судилось провести остаток жизни. В окраинах Женевы он приобрел небольшое имение, назвал его «Делис» («Отрада»). В это время Вольтер начал работать в «Энциклопедии» Дидро и Д'Аламбера. Стараясь обезопасить себя от гонений со стороны духовенства Женевы, Вольтер в конце 1758 года арендовал имение Турней (а в начале 1759 года приобрел еще и имение Ферней), которые были расположены с обеих сторон границы женевского кантона с Францией. Ферней стал его «удельным княжеством», местом, где разворачивалась его 20-летняя просветительская деятельность.

Когда Вольтеру исполнилось 83 года, он решил еще раз увидеть Париж. 10 февраля 1778 года, несмотря на строгий запрет врачей, патриарх французского Просвещения прибыл в столицу Франции, где ему была устроена увлекательная встреча. Поводом послужила будущая постановка его новой трагедии, на которой он собирался присутствовать. Это был настоящий триумф гения. Толпы радостных парижан скандировали «Слава!», «Пусть живет Вольтер!». Русский просветитель Денис Фонвизин (автор известной комедии «Недоросль») так описал эффект, вызванный появлением Вольтера в Париже: «Прибытие Вольтера в Париж произвело точно такое же в народе здешнем действие, как бы сошествие какого-нибудь божества на землю». На 30 марта была назначена премьера. Патриарх французской литературы на своей голубой, украшенной звездами, карете выехал из дома. Если апогеем талантливой жизни есть триумф, то и в триумфе бывает свой апогей. Этот весенний день стал апогеем, апофеозом жизни Вольтера.

Сначала карета остановилась возле дома Французской академии. Академики встретили Вольтера овацией и единодушно избрали его председательствующим на сессии (на заседаниях Французской академии на этот раз он побывал 4 раза). Потом он выехал на спектакль.

 

Коней и карету вместе с Вольтером чуть ли не на руках пронесли через всю столицу вплоть до театра «Комеди Франсез», где ставили его трагедию «Ирина». Театральная площадь была переполнена. В театре Вольтера встретила еще одна овация. Трудно сказать, куда больше смотрели в тот вечер зрители: на сцену, где происходило действие и стоял бюст Вольтера, или на ложу, где сидела самая «модель» для этого бюста. После окончания спектакля все актеры вышли на сцену и увенчали бюст Вольтера лавровым венком. и снова зрителям хоть разорвись - одновременно такой же самый венок появился в ложе и украсил голову старого драматурга. Овации перешли в сплошной рев... На следующий день один из очевидцев написал: «Сколько бы благодарностей не испытал Вольтер на протяжении своей жизни, вчерашний день, без сомнения, был наилучшим днем его жизни».







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Вольтер > Жизнь и творчество Вольтера (1694 1778) Идейное содержание и художественная структура философской повести «Простак»