Жизнь и творчество Вольтера (1694 1778) Идейное содержание и художественная структура философской повести «Простак» ч2 - сочинение

А жить оставалось два месяца... Вольтер даже успел вступить в масонскую ложу Девяти Сестер. Гениальный скептик, властитель смеха Вольтер даже для последней в своей жизни статуи перед скульптором Антуаном Гудоном не мог позировать без улыбки и невесело пошутил: «...довольно позировать, иду умирать».

А церковь все настаивала, чтобы философ искренне раскаялся, и даже в последний день жизни в спальне Вольтера были монахи - вдруг покается. «Дайте мне умереть спокойно»,- последние слова, которые услышали от него монахи.

Всенародный громкий триумф и одновременный запрет скромного погребения - разве такое возможно? Еще и как возможно, и его гениальный земляк Виктор Гюго это высказал точнее всего: «Он покидал этот мир под сопровождение проклятий и благословений - проклятий прошлого и благословений будущего... лежа на смертном одре, он слышал, с одной стороны, овацию современников, а с другой - гиканье и гул ненависти, что прошлое не жалеет для тех, кто с Ним боролся». Умер Вольтер 30 мая 1778 года в том же таки Париже.

И голубая в звездах карета выехала в Шампань, везя умершего Вольтера к бессмертию. Последним обращением гения к человечеству был его стих «Прощание с жизнью».

Прощание с жизнью

Прощайте, я иду в края, откуда нет возврата –

Прощайте, друзья вы мои,- Вам не нанесу я больше хлопот.

Забудьте, враги мои. Утешайтесь, сколько вам охота.

Но пройдет недолгое время, Исчезнете вы также: скоро,

 

Как исчезли в полете ваши произведения, и враг пошктит над вами. Сыграв роль свою маленькую На знаменитой сцене мировой, Мы с нее сходим помаленьку Под свист толпы и без надежд. Умирает каждый на этом свете, Каким значительным небвл бы сан: архиепископ, куртизан, Вельможи горделивые. Напрасно в пышном бархате ризничий со звонком спешит, Чтобы вечную славу отпеть; Хотя кюре в этот скорбный миг идет вашу душу исповедовать: толпу это все лишь смешит. Она еще с день погомонит, Всю твоя жизнь вспомнит и все забудет невольно. Так время всегда этот фарс кончает. Чистилище или небытие - Одно смешное бескрайнее. Чудное неведомое чувство, Которое, как мотылек, возделось, Куда-то летит без возврата В таинственное небытие, Скажи мне, откуда взялось? Кто из смертных может понять, Что наконец произойдет с тобой? Лучше всего людям для покоя Незнанием жить и умирать.

(Перевод Г. Терещенко).

Вольтер говорил: «лишь работа лишает нас трех больших зол - скуки, порока и бедности». О том, что слова были не напрасно сказанными, говорит обзор творчества поэта. Лирика молодого Вольтера, перенятая эпикурейскими мотивами, содержит выпады против абсолютизма. Его зрелая проза разнообразна  темами и жанрами: философские повести «Макромегас» (1752), «Кандид, или Оптимизм» (1759), «Простак» (1767), трагедии в стиле классицизма «Брут» (1731), «Танкред» (1761), сатирическая поэма «Орлеанская дева» (1735, изданная в 1755 году), публицистика. Историческое творчество Вольтера связано с борьбой против религиозной нетерпимости, критикой феодально-абсолютистской системы: «Философские письма»   (1733),   «Философский   словарь»   (1764-1769),   который сыграл

 

значительную роль в развитии мировой философской мысли, в идейной подготовке Великой французской революции конца XVIII ст.

Именно историографическим занятиям Вольтера Украина благодарна тем, что в Европе стало широко известным имя Ивана Мазепы. Собирая материалы к своей «истории Карла XII», Вольтер натолкнулся на интересный сюжет: юного Мазепу ревнивый муж его любовницы приказал привязать голым к дикому коню, которого отпустили в дикую степь. Но юноша не погиб в мучениях, а стал гетманом Украины. Этот эпизод со временем лег в основу одноименных поэм англичанина Байрона и француза Гюго, стал фрагментом романа в стихах «Мазепа» украинца Владимира Сосюры.

2.      Работа в парах.

Ученики составляют вопрос по смыслу сообщения и обмениваются вопросами для взаимопроверки.

Вопрос к классу: Что вам больше всего запомнилось из услышанного о Вольтере?

3. Содержание повести Вольтера «Простак». (сообщение ученика с опережающей задачей).

4. Идейное содержание и художественная структура философской повести «Простак» (1767).

Учитель. Сегодня вы услышали термин «философская повесть».

Попробуем дать определение этого термина. (Ученики вместе с учителем формулируют и записывают в тетради определения: прозаичного жанра эпоса, в основе которого лежит философский, этический или другой тезис, иллюстрированный в художественных образах; логика развития событий в таком произведении обусловлена логикой развития философских идей, а не образов людей).

Известнейшие философские повести Вольтера - «Кандид», «Простак». В центре этих произведений, которые развенчивают общественные порядки, церковь, суд, проблемы «мирового зла». Вольтер старался в своих произведениях раскрыть губительное влияние общественного устройства на личность. Философские повести писателя посвящены именно этой теме. Но Вольтер не просто иллюстрирует свои морально-политические взгляды, он составляет интересные, преисполненные жизни, приключений, переживаний истории. Насилие над человеком вызывает у писателя протест, так как философа всегда привлекали естественность и воля, свободное развитие личности.

В повести «Простак» он впервые в философской прозе переносит действие из экзотических стран во Францию. Человек, способный «воспринимать все предметы в неискаженном виде», гуронец по воспитаниею,

 

француз по рождению, оказывается в среде французских дворян и духовенства, где властвуют беззаконие, шпионаж, доносы, религиозные преследования, коррупция королевской администрации. Проводя Простака через круги ада, которые именуются общественными отношениями, Вольтер с помощью всех оттенков комического подвергает критике политику, религию, институт брака, науку.

Идейное содержание повести Вольтера - губительное влияние общества на «естественного человека», что обусловило сложность, многогранность образа Простака, который противостоит цивилизации, а не захватывается ею. (Запись в тетради). Душа героя простая и искренняя, не обозначенная тавром лицемерия, стремится к гармонии с собой и людьми.

События в повести стремительно сменяют друг друга. Задача автора - как можно быстрее создать такие обстоятельства, при которых проявится и станет наглядной какая-то бестолковость окружающей жизни. Тема повести «Простак» - история любви Простака и красивой девушки Сент-Ив. В разделах 1-8 события происходят в Нижней Бретани, в приорате Горной Богоматери. Вольтер с юмором рассказывает о событиях, смешных недоразумениях и приключениях. Вторая часть повести довольно драматическая. Простак, отметившись в битве с англичанами, которые напали на побережье, отправляется в Париж за заслуженным вознаграждением, а заодно за разрешением вступить в брак с любимой Сент-Ив. Простаку так и не удалось добиться своего. Нежная и преданная Сент-Ив гибнет. Маленький человек оказывается целиком беззащитным перед своеволием членов правительства. Все его «естественные чувства» - добропорядочность, сердечность, вера в справедливость - безжалостно растоптаны жестокой государственной машиной.

IV. Рефлексия.

Составление таблицы «ЗХВ» («Знаю - Хочу узнать - Выучил»).

 

Знаю
	

Хочу узнать
	

Выучил
  	  	 

Примечание. Ученики заполняют первые две колонки таблицы, по желанию зачитывают записанное. К заполнению таблицы ученики будут возвращаться после изучения темы.

Методический комментарий.

«ЗХВ» («Знаю - Хочу узнать - Выучил»). Таблица состоит из трех колонок. В первую колонку ученики записывают то, что им известно из предложенной темы («первичные знания»). Заполнение второй колонки имеет целью сформировать мотивацию учебных

 

достижений (ученики записывают, какую информацию ожидают получить). В последнюю колонку записывают обобщенную только что полученную информацию («вторичные знания»).

После того как дети сообщат, что они узнали нового, нужно проявить, чего они в обработанном тексте не нашли, на какой вопрос не получили ответа. В таком случае учитель или указывает, где такую информацию можно найти, или сам отвечает на вопрос. (Вопросы, на которые ученики не получили ответа, можно использовать на следующем уроке).







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Вольтер > Жизнь и творчество Вольтера (1694 1778) Идейное содержание и художественная структура философской повести «Простак» ч2