Сочинения > Высоцкий > Авторская песня
Авторская песня - сочинение


Авторская песня как литературный факт
СОВРЕМЕННАЯ АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ: МОИ ЛЮБИМЫЕ БАРДЫ
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В РОМАНЕ «ОБЛОМОВ»



Появление жанра «авторской песни». 1960-е гг. стали пе­риодом, когда жанр «авторской песни» начал становится массовым. Этому способствовало само время, наполненное романтикой и культом настоящей дружбы, представлениями о чести и долге. Энтузиазм творчества выливается в стремле­ние петь стихи под нехитрый аккомпанемент. Особое место в культуре «авторской песни» занимает творчество В. С. Высоцкого, отличающееся тематическим богатством и той иск­ренностью, которая находила отклик у людей самых разных социальных и культурных слоев. Лирический герой песен В. С. Высоцкого — это романтик, ценящий в жизни вечные категории: дружбу, любовь и т.д. Военная тематика. Песни В. С. Высоцкого о Великой Отечественной войне отличались особой эмоциональностью и психологической достоверностью: Мне этот бой не забыть нипочем Смертью пропитан воздух, — А с небосклона бесшумным дождем Падали звезды. Снова упала — и я загадал: Выйти живым из боя, — Так свою жизнь я поспешно связал С глупой звездою. «Песня о звездах» (1964) Отражение некоторых аспектов военной жизни получало часто в песнях поэта трактовку, отличающуюся от офици­альной версии. Например, говорить о штрафных батальонах, которые отправляли порой на верную смерть, было не при­нято, а поэт пишет о них песню: У штрафников один закон, один конец: Коли, руби фашистского бродягу, И если не поймаешь в грудь свинец Медаль на грудь поймаешь за отвагу. «Штрафные батальоны» (1964) Война предстает в песнях В. С. Высоцкого не только как глобальное событие в истории страны, но и как трагедия конкретного рядового бойца. Мир остается, солнце опять встает на востоке, но только оно уже никогда не взойдет для одного: Почему все не так? Вроде — все как всегда: То же небо — опять голубое, Тот же лес, тот же воздух и та же вода… Только — он не вернулся из боя. «Он не вернулся из боя» (1969) Честь и достоинство человека, истинный патриотизм и способность отдать жизнь, чтобы спасти ее другому, — каче­ства, которые ценятся в любое время. Но там, где между жизнью и смертью один шаг, человек проверяется легко и быстро, потому и говорит герой песни В. С. Высоцкого «Давно смолкли залпы орудий…»: Приходится слышать нередко Сейчас, как тогда: «Ты бы пошел с ним в разведку? Нет или да?» «Дворовая» тематика. «Дворовая» романтика была зна­кома практически всем мальчишкам послевоенного време­ни. В таких песнях автор часто прибегает к приему ролевой игры. Само произведение строится в соответствии с тради­циями городского фольклора. Использование просторечий, жаргонных и бранных словечек отвечает стилистике песен данной тематики и помогает передать социальный статус ге­роя. Например, в песне «Я был душой дурного общества» ав­тор использует слова скокари и щипачи, значение этих лекси­ческих единиц известно только в среде, где употребляют жаргон (скокарь — грабитель, щипач — карманник), лириче­ский герой демонстрирует, что он вхож в «дурное общество»: Свой человек я был у скокарей, Свой человек — у щипачей,  И гражданин-начальник Токарев Из-за меня не спал ночей. «Я был душой дурного общества» (1961) Спортивная и альпинистские песни. В песнях данной тема­тики В. С. Высоцкий использует принципы романтического двоемирия. Благородные, честные герои не могут прими­риться с миром, в котором все строится на компромиссах. Часто в песнях возникает мотив свободы и риска, особенно повышающий вкус к жизни, и именно в таких произведени­ях поэт говорит о настоящей дружбе: Если ж он не скулил, не ныл, Пусть он хмур был и зол, но шел, А когда ты упал со скал, Он стонал, но держал; Если шел он с тобой, как в бой, На вершине стоял — хмельной, — Значит, как на себя самого Положись на него! «Песня о друге» (1966) Для придания большей достоверности поэт включал в тексты профессиональную лексику. Любовная тематика. Песни о любви В. С. Высоцкого исполнены чистоты и искренности. В них лирический ге­рой готов по-рыцарски преданно служить своей возлюб­ленной: Дом хрустальный на горе — для нее, Сам, как пес бы, так и рос — в цепи. Родники мои серебряные, Золотые мои россыпи! «Дом хрустальный» (1967) Сатирические песни. В основе многих песен лежит жиз­ненная ситуация. В шуточных произведениях главным геро­ем часто становится «маленький человек»: Ой, Вань, гляди, какие клоуны! Рот — хоть завязочки пришей… Ой, до чего, Вань, размалеваны, И голос — как у алкашей! «Диалог у телевизора» (1973) За анекдотичностью и веселостью скрываются серьезные вещи: автора интересует двойственность положения героя в обществе: с одной стороны, «маленький человек» всего лишь винтик огромного механизма, жертва системы, но с другой, безропотность его позиции делает героя виновни­ком собственного унижения. Философская тематика. Размышления о несовершен­стве человеческого бытия, стремление пробудить в человеке нравственные принципы составляет основу большинства песен В. С. Высоцкого. Отсутствие свободы становится при­вычным состоянием современного человека: Сам виноват — и слезы лью, и охаю: Попал в чужую колею глубокую. Я цели намечал свои

Похожие сочинения


Авторская песня как литературный факт
СОВРЕМЕННАЯ АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ: МОИ ЛЮБИМЫЕ БАРДЫ
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В РОМАНЕ «ОБЛОМОВ»

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему описание друга
  2. Моя семья сочинение
  3. У войны не женское лицо сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее