Литературное чтение «На что растрачена жизнь» (По повести А С Пушкина «Выстрел») - сочинение

Цели: - актуализировать знания об особенностях характера романтического героя; - рассмотреть способы раскрытия характера героя повести А. С.Пушкина «Выстрел»; - уяснить роль рассказчиков в произведении; - развивать представления о смысле жизни, истинных и ложных ценностях 8.Оборудование: иллюстрации к повести 9. Ход урока:

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя 9 декабря 1830 г. Пушкин сообщает П. А.

Плетневу секретное известие: «Написал прозою 5 повестей, от которых Боратынский ржет и бьется – и которые напечатаем… Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает… » - О каких повестях идет речь? - Под чьим же именем они были напечатаны? (Ивана Петровича Белкина) - Конечно же, не Булгарина, известного в то время писателя, испугался Пушкин.

Вспомним, зачем ему понадобился рассказчик? (Убедить читателя в полной достоверности рассказанного) - Перечитаем фрагмент предисловия «От издателя».

Попытаемся воссоздать образ Ивана Петровича Белкина. (Простодушный, добрый, недотепа, неопытный и мягкосердный, по словам его друга, кроткий и честный) - Является ли Иван Петрович автором рассказанных им историй?

(Нет, в рукописи г. Белкина над каждой повестью рукой автора надписано: слышано от такой-то особы. Например, «Выстрел» рассказан подполковником И. Л.П.) - Итак, погрузимся в армейские будни, посмотрим, каков он, главный герой повести, каковы его жизненные цели и ценности.

3. Творческое задание по группам 1 вариант получает задание составить план текста, проследить за развитием сюжета; 2 вариант анализирует, кто и как рассказывает историю о Сильвио. План повести может выглядеть таким образом: I. Зачин. Характеристика Сильвио со слов армейского офицера. II.

Основная часть. 1. Завязка. 2. Развитие действия. Ссора между Сильвио и офицером.

3. Кульминация.

История Сильвио, рассказанная им армейскому офицеру. 4. Развязка. Расставание Сильвио и армейского офицера. III. Встреча армейского офицера с графом Б.

IV. История, рассказанная графом. V.

Заключение. Судьба Сильвио. Анализируя план, приходим к выводу, что в повести присутствуют рассказы в рассказе, то есть история Сильвио рассказана разными людьми. Посчитав, сколько рассказчиков доносят до нас историю Сильвио, отмечаем, что их несколько: это и армейский офицер, и сам Сильвио, и граф Б. - С какой целью автор вводит в повествование нескольких рассказчиков? (Показать Сильвио глазами разных героев, раскрыть его характер с разных сторон, попытаться дать его поступкам объективную оценку. Автор избавляет героя от прямой авторской оценки и дает возможность читателю самому сформировать мнение о Сильвио. ) - Вспомните, в течение какого времени разворачивается повествование? Почему автор так затягивает повествование во времени? (Усиливает впечатление, изображает всю глубину Чувства мести, кипящего внутри Сильвио)

4. Характеристика Сильвио как романтического героя - Обозначим главные черты характера героя.

(Натура исключительная, не похожая на других; ореол таинственности в начале повести; одиночество, отделенность от толпы, презрение к ее мнению) - В чем цель его жизни? (Месть. Он посвящает этому всю свою жизнь. «С тех пор не прошло ни одного дня, чтоб я не думал о мщении».) - Кому он мстит и за что? (Им движет зависть к более удачливому человеку, Который никакой обиды ему не причинил) - Не растерял ли он драгоценный дар судьбы – жизнь попусту? - Итак, Сильвио, вся жизнь которого окутана тайной, – непререкаемый авторитет среди молодых офицеров. (См. цитаты: «…я всех сильнее был привязан к человеку, коего жизнь была загадкою и который казался мне героем таинственной какой-то повести»; «Мы полагали, что на совести его лежала какая-нибудь несчастная жертва его ужасного искусства») - Изменилось ли мнение о нем у армейского офицера спустя годы?

(Да, уйдя с воинской службы, он поумнел, и Сильвио им почти забыт, он вспоминает о нем лишь случайно.) - Любопытная деталь. Найдите разговор с графом Б. и первое упоминание в нем о Сильвио. Что мы узнаем о нем от графа? («Бывало, увидит муху и кричит: «Кузька, пистолет!» Кузька и несет ему заряженный пистолет. Он хлоп, и вдавит муху в стену!» Кумир молодых офицеров – искусный мухобой! ) - Это уже ирония: несоответствие реальных поступков героя тому, что о нем думают окружающие.

- В чем смысл финала? Почему Сильвио погибает?

(Ему кажется, что он великодушен, когда оставляет графа в живых, но автор таким финалом показывает, что человеку, который всю свою жизнь подчинил мечтам о мщении, нет места среди простых людей. Он отправляется в Испанию и гибнет. Финал закономерен)

5. Подведение итогов. Письменный ответ на вопрос, поставленный в теме урока, и обсуждение написанного.

6. Домашнее задание Чтение повестей «Метель», «Гробовщик».







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Выстрел > Литературное чтение «На что растрачена жизнь» (По повести А С Пушкина «Выстрел»)