Кнут Гамсун – выдающийся норвежский писатель Модернистский характер его творчества - сочинение

Цель:  ознакомить учеников с норвежской литературой; раскрыть жизненный и творческий путь одного из ее представителей; формировать умение выделять главное в выступлении; формировать навыки составления конспектов; воспитывать интерес к искусству.

Оборудование: портрет писателя (1859-1952); выставка его произведений: «Соки земли», «Голод», «Последний раздел», «Мистерии», «Виктория», «Господин».

Опережающая задача: один ученик выполняет роль писателя, другие - роль журналистов.

Тип урока:     усвоение новых знаний.

Вид урока:     урок-пресс-конференция.

Ход урока.

I.          Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя. В одной норвежской книге о Гамсуне есть его своеобразный портрет. Там изображена березовая роща. И на каждом стволе, в овалах, которые остались на месте засохших и отмерших ветвей,- лицо Гамсуна. Он - часть этой рощи, часть самой природы.

II.        Сообщение темы и задач урока.

Знакомясь с жизненным и творческим путем известного норвежского писателя Кнута Гамсуна, по-новому посмотрим на человека и природу. Посмотрим глазами писателя-импрессиониста.

ІІІ. Мини-лекция.

Задача для учеников: составить конспект лекции.

Конец ХІХ - начало ХХ ст. обозначается общим кризисом, который охватил разные сферы жизни - экономику, политику, культуру. Однако идейное брожение умов, неуверенность в будущем, предчувствие близких исторических и социальных преобразований хотя и наполняли тревогой души людей, но делали авансы к поискам новых идеалов в жизни и творчестве. Художники, не удовлетворяясь средствами романтизма и реализма, старались найти новые адекватные формы отображения изменений, которые происходили в человеческом сознании, и выйти на новый уровень создания художественных ценностей.

Искусство первой половины ХХ ст. определяют такие явления как декаданс, ранний и зрелый модернизм.

Ранний модернизм - условное название ранних модернистских течений, которые возникли в последней трети ХІХ столетия и предшествовали окончательному формированию модернизма как нового культурного направления. Ранний модернизм впервые отказывается от изображения «жизни в формах жизни». Главной в творчестве писателей становится эстетичная проблематика. Художественное произведение осознается не как «средство общественного прозрения и воспитание», а как проявление творческой свободы художника. Независимая и духовно богатая личность, ее мысли, впечатления, сознание определяют развитие сюжета, который все больше лишается фабульности и переходит в плоскость самососредоточения и самосозерцание.

Ранний модернизм порывает с традициями реализма и натурализма ХІХ столетия. Однако совсем другим было его отношение к романтизму, систему которого он не отбрасывал, а, наоборот, использовал как исходную. Зачинателями раннего модернизма были поздние романтики (Ш. Бодлер, Леся Украинка). Не случайно в Германии и Австрии явления литературы конца ХІХ столетия объединяли под общим названием неоромантизма. От романтизма ранние модернисты переняли непринятие несовершенства действительности, противопоставление бездуховной реальности силы духа искусства, поэтики контраста и антитезы.

Сегодня мы с вами начинаем знакомство с писателем, творчество которого носит раннемодернистский характер.

«Гамсун! В этом слове - юность, родные виды, дыхание весны в степном ветре, лунные ночи, осенние созвездия, запах девичьей косы и первый поцелуй. Гамсун! Средняя школа в степной станице, дискуссии об импрессионизме («декадентство»), музыка Грига и общее («с ней») чтение «Виктории» - а «она» тоже имела жениха. И были уже первые стихи. Словом, все было такое подобное, что аж страшно становилось. Но и сладко...

Гамсун!» - так восторженно писал о норвежском писателе Евгений Маланюк.

Кто же такой Кнут Гамсун? В чем его феномен? Чем он пленил известного украинского писателя и культурного деятеля?

Известный датский писатель Йоханнес В. Йенсен создал литературный портрет Гамсуна - впечатляющую картину вторжения писателя в литературную жизнь мира.

«Где-то на севере Норвегии было необходимо для проведения железной дороги подорвать скалу, и, когда стих грохот минного взрыва, среди дыма и дождя камней появился исполин, великан, когда-то вследствие горного обвала запертый в щель горы, а теперь освобожденный: это был Кнут Гамсун».

Перед вами на доске портрет Кнута Гамсуна. Пристально присмотритесь к лицу, подумайте над вопросом: что можно сказать об этом человеке? Какие мечты, мысли смущали его душу? В конце нашего урока, после встречи с писателем, вы попробуете дать ответы на мои вопросы.

А теперь разрешите представить вам нашего сегодняшнего гостя: лауреат Нобелевской премии, всемирно известный писатель Кнут Гамсун. Он родился в семье сельского портного на севере Норвегии. Название хутора Гамсунд, где жила его семья, он выбрал для себя литературным именем и подписывал им свои ранние произведения. Случайно, во время публикации одной его газетной статьи, потерялась последняя буква имени. Образовалась фамилия Гамсун. Она понравилась писателю, и под ним Кнут Педерсен вошел в мировую литературу.

IV. Ролевая игра «Писатель в гостях в школьников».

(Учитель и ученики задают вопросы, а ученик, который выполняет роль писателя, отвечает).

Ученик. Вы прожили длинную жизнь. Но в народе говорят, что человек живет лишь в те моменты, которые навсегда остаются в памяти. А о каких моментах в жизни вы помните?

Кнут Гамсун. Детство было безрадостным. Семья не могла прокормить детей и меня отдали на воспитание дяде. Об этом тяжело вспоминать, так как дядя был человеком жестоким, наделенным суровым характером. Помню, когда мне было 14 лет, то я пошел в мир искать счастье: работал помощником приказчика в лавке, мелким торговым счетоводом.

Образование получил в сельской школе.

Почти всю жизнь меня преследует ощущение счастья, победы, которая связана с моим первым произведением. Это была маленькая повесть

 «Загадочный человек. Нурманская любовная история», а через год - большая баллада «Свидание». Эти произведения имели огромный успех у читателей, и это ускорило мое решение посвятить свою жизнь художественному творчеству.

Были в моей жизни и трудные времена. Мою любовную повесть из сельской жизни «Фрида» ни один из издателей не хотел публиковать. Я уничтожил рукопись «Фриды».

Ученик. Вам дважды пришлось побывать в Америке. Какое ваше впечатление от страны?

Кнут Гамсун. Я уже говорил, что в моей жизни были трудные времена, особенно после неудачи с «Фридой». Бедность унижала, а главное - не давала возможности заниматься литературным делом. Единственный выход - эмиграция. И в 1882 году я уехал в Америку. Я не отказывался от работы - работал водителем конки, рабочим в прериях на фермах, конторщиком.

А в 1886 году те же злоключения снова заставили меня переехать в Америку. На этот раз я оказался в Чикаго. Некоторое время служил кондуктором омнибуса, работал на больших фермах, сотрудничал с эмигрантскими норвежскими издателями. Лично познакомился с Марком Твеном и учился у него особенно осторожному отношению к слову.

Все мои впечатления нашли отображение в новеллах «Закхей», «В дни блужданий», «Женская победа».

Итогом моих наблюдений над заокеанской действительностью стал памфлет «Духовная жизнь Америки».

Ученик. Вам никогда не говорили о том, что у вас и у американского писателя Джека Лондона есть много общего как в жизни, так и в творчестве?

Кнут Гамсун. А вы знаете, я ждал почему-то этого вопроса. У каждого из нас был свой путь поисков. В жизнь мы зашли с «черного хода». Я так понял, что вы хотели бы услышать о моем романе «Голод» (у Джека Лондона это «Мартин Иден»). В критике считается, что этот роман автобиографического характера, который рассказывает о горьких и страшных временах, которые я сам пережил в Христиании. Роман «Голод» принес мне славу, о которой я давно мечтал.

Ученик. Мы читали ваше признание другу во время работы над романом «Господин». «Я попробовал по аналогии с Руссо представить что-то наподобие культа природы, чувствительности, точнее, сверхчувствительной души».

Кнут Гамсун. Это действительно так. Я показал любовь на фоне прекрасной природы, которая должна была стать примером гармонии, однако люди не прислушиваются к голосу природы и ума и разрушают чувство и отношения между собой.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Гамсун > Кнут Гамсун – выдающийся норвежский писатель Модернистский характер его творчества