Генрих Гейне (1797 1856) – немецкий поэт романтик «Книга песен» – выдающееся явление немецкого романтизма - сочинение

Цель: повторить сведения о романтизме; продолжить знакомство с величайшими представителями этого направления; развивать читательский интерес учеников, развивать творческое мышление; воспитывать вдумчивого читателя, уважение к духовным достояниям человечества; познакомить учеников с жизнью и творчеством Генриха Гейне.

Оборудование: портреты Генриха Гейне, репродукции картин XVIII ст. с изображением немецких пейзажей, Дюссельдорфа, таблица, гроздь на тему «романтизм».

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

    Каждый человек - это мир, который
    с нами рождается и с нами
    умирает; под каждой могильной
    плитой лежит всемирная история.
    Г. Гейне.

Бог меня простит, это его ремесло. Предсмертные слова Г. Гейне.

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний.

1. Коллективное гронироваие на тему «Романтизм».

Ученики поочередно выходят к доске и записывают по одной сроке относительно предложенной темы, сжато ее комментируют, параллельно ведется работа в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

2. Повторение

С чем у вас ассоциируется слово «романтизм»? (ассоциация со Средними веками, когда в литературе был популярным жанр рыцарского романа).

Что вы знаете о романтизме как направлении искусства? (романтизм - направление в литературе и искусстве первой четверти XIX ст., для которого являются характерными изображение идеальных героев и высоких чувств).

В чем заключается суть романтизма? (В изображении необыкновенного человека в необыкновенных обстоятельствах).

Что является истоками, первоосновой произведений романтиков? (Устное народное творчество, легенды, рассказы. Романтики старались создавать свою национальную культуру, их интересовала история родной страны).

Укажите виднейшие достижения романтиков в литературе. (Создание новых жанров: романа, поэмы и лирической поэзии).

 

Назовите известнейших писателей, имена которых связаны с романтизмом. (В. Скотт, Ж. Санд, В. Гюго, Э. Гофман, Ф. Купер, Э. По, Дж. Байрон, Г. Гейне, А. Мицкевич, П. Шелли, Ш. Петефи).

II.       Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Среди упомянутых имен поэтов-романтиков вы указали имя Генриха Гейне, который однажды сравнил свое сердце с удивительным тропическим цветком, который расцветает один раз в сто лет. И действительно, известный немецкий поэт, яркий талант которого расцвел в начале XIX ст., является выдающимся мастером мирового уровня. Именно о нем и его творчестве мы будем говорить на ближайших уроках.

III.       Работа над темой урока.

1. Заполнение первой колонки таблицы для сравнения первичных и вторичных знаний (в сильных классах - «таблица ЗХВ»)

Тема «Генрих Гейне»

 

Знаю
	

Хочу узнать
	

Выучил
  	  	 

2. Усиленная лекция. Заполнение второй колонки таблицы.

Обзор творчества Генриха Гейне. «Книга песен».

Учитель. Лирические стихи раннего периода творчества Гейне составили целую книгу - «Книга песен» (1827). Этот поэтический сборник принес ему признание в Германии, а со временем и во всем мире. При жизни автора она издавалась 13 раз; много стихов были положены на музыку Шуманом, Ф. Шубертом, И. Брамсом, П. Чайковским, Р. Штраусом, Э. Григом и др. История переживаний лирического героя образно передает мировосприятие молодого поэта, который находится в глубоком разладе с окружающей средой. Содержание первых циклов «Книги песен» не исчерпывается несчастной любовью поэта к богатой гамбургской родственнице. Тема неразделенной любви в «Книге песен» служит лишь поэтическим выражениям трагического одиночества героя в мире. Эти настроения усиливает романтический образ одинокой сосны, известный русскому читателю по знаменитому переводу М. Лермонтова. Если первые циклы «Книги песен» написаны по традиции немецкой романтической лирики, то со временем своеобразность поэтического таланта Гейне проявилась со всей яркостью. Он умеет взбалмошно объединять романтические сны с точностью и ясностью реалистической детали. Он мастерски пользуется иронией как средством изобличения несбыточных иллюзий, россказней, но снова и снова возвращается к романтическим образам. Значительное влияние на поэтическое творчество Гейне оказала немецкая народная песня, на образцах которой он учился мастерству непосредственного, искреннего изображения чувств.

Гейне начинал писать в то время, когда в Германии лирическая поэзия переживала расцвет. Эпоха романтизма сделала лирику традиционным жанром немецкой литературы. Его поэзия стала высшим достижением немецкого романтизма. Гейне отбрасывал устаревшие поэтические условности, высказывая свои чувства без риторики и поэтики, а иногда позволял себе даже иронизировать над их страстью. Простота, естественность, импровизационность его поэзии покорили тогдашнего читателя. Гейне оказывал содействие «упрощению» лирики, из космических высот и необозримой дали он перенес поэзию в бюргерскую гостиную, но от этого она не перестала быть искренней и значащей. Без любви нет счастья, без счастья невозможна жизнь - это кредо лирического героя «Книги песен» Гейне. Лирические стихи насыщены признаками повседневности, которые заставляют поверить в искренность чувств. Сквозь лирическую взволнованность постоянно прорывается ироническая интонация. Герой «Книги песен», какой бы он не был счастливый, всегда помнит, что это лишь миг, а не вечное блаженство. Он находит в себе силы улыбнуться, даже когда его чувство не разделяют, жить дальше и снова любить. Благодаря иронии Гейне поднимается над своим лирическим героем, автор всегда мудрее, чем тот, о ком он пишет. Названием «Книги песен» Гейне определил жанр и традицию своей лирики: поэт в первой своей книге подражал традициям немецкого фольклора. Он взял некоторые темы и мотивы из устного народного творчества, форма многих его стихов близка к песне. Подобно немецкой песне стихи Гейне часто похожи на лирический монолог, а явления природы и чувство героя образовывают параллель. Жанровая своеобразность песни обусловила свободную поэтическую форму. Вместе с тем в «Книгу песен» вошло много стихов, которые были написаны в строгих канонических жанрах сонета, баллады, романса. Молодой Гейне старался показать свое поэтическое дарование в разных жанрах, которые отражали изменения настроения лирического героя.

 

Беседа.

Сколько раз при жизни поэта издавался сборник «Книга песен»? (13 раз).

В чем суть духовных переживаний лирического героя сборника? (В первом разделе доминируют переживания и мучения от неразделенной любви. Лирический герой впадает в отчаяние, свою трагедию он воспринимает как наибольшую в мире. Во втором разделе тоску сменяет светлая печаль. В третьем разделе лирический герой оставляет родные места и переосмысливает все, что произошло. Юношеские страдания для него лишь воспоминания. Герой, пережив разочарование, потери, стремится жить общей с природой жизнью, ощущать себя частицей вселенной. Тема неразделенной любви в сборнике переплетается с трагическим одиночеством героя).

Какие образы создают чувство одиночества? (Светлая печаль и одиночество лирического героя нашли отображение в стихах о сосне, пальме, известных нам в переводе М. Лермонтова, хотя в немецком языке «сосна» - мужского рода, а «пальма» - женского).

В чем новаторство поэзии Гейне? (Поэзия Гейне стала высочайшим достижением немецкого романтизма. Поэт отбрасывал устаревшие поэтические условности, высказывая свои чувства без риторики и поэтики, а иногда даже иронизировал над страстью своих чувств. Современников поэта подчинили простота, естественность, импровизационность его поэзии. Гейне оказывал содействие определенному «упрощению» лирики; хотя с космических высот и необозримой дали он перенес поэзию в бюргерскую гостиную, она не перестала быть искренней и значащей. Кредо лирического героя Гейне - без любви нет счастья, без счастья невозможна жизнь).







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Гейне > Генрих Гейне (1797 1856) – немецкий поэт романтик «Книга песен» – выдающееся явление немецкого романтизма