Любовь – первооснова жизни Выражение в поэзиях Гейне личной судьбы поэта изгнанника - сочинение

Цель: продолжить знакомство с творчеством Генриха Гейне; развивать творческое мышление учеников, навыки выразительного чтения поэтических произведений; обогащать и совершенствовать речь; развивать читательские интересы учеников.

Тип урока: анализ лирических произведений; комбинированный.

    Алмаз загордился бы, если бы поэт сравнил
    его с человеческим сердцем.
    Г. Гейне.

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний.

1. Экспресс-опрашивание.

На какие этапы можно разделить жизнь Гейне? Что вы о них можете рассказать?
Какие факты из жизни поэта вам особенно запомнились? Почему?

Как отразились события жизни Гейне на его творчестве?

Как вы считаете, почему к творчеству Гейне всегда было приковано внимание читателей и художников слова?

II.       Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Настоящего поэта можно сравнить с натянутой струной на скрипке бытия. Прикосновенье - и запоет, заплачет душа поэта. А людям остаются стихи... Особенно это касается тех, у кого большое и пылкое сердце, способное ощущать прекрасное, и чистая певческая душа. Генрих Гейне стоял возле истоков романтизма, был его основателем вместе с Байроном, Мицкевичем, Пушкиным, Шевченко. У каждого из этих поэтов была своя книга, которая принесла ему мировую славу. Для Гейне такой книгой был сборник поэзий «Книга песен», которую сегодня мы развернем для того, чтобы приблизиться к образу ее творца.

III.       Работа над темой урока.

1.      Вступительное слово учителя.

- В сборник вошли стихи, созданные на протяжении 1816-1827 годов. Преобладающее их большинство написано наподобие народных песен, о чем и свидетельствует название. «Книга песен» состоит из четырех разделов. Первый раздел, «Юношеские страдания», является наиболее романтическим. Перед нами - переживания и мучения неразделенной любви. Лирический герой впадает в отчаяние. Он воспринимает свою трагедию как наибольшую в мире. Жизнь и смерть борются в его сознании. Большая часть стихов посвящена любви. Семнадцатилетним юношей Гейне влюбляется в дочь своего богатого дяди Амалию. Но гордая девушка не обращает внимания на юного кузена. Юноша страдает, сердце его безумно бьется, и на сет появляется шедевр мировой лирики, который потом вошел в «Лирический интермеццо».

Вообще тема любви будто бы разделена на три части: «Юношеские страдания» - любимая является к нему в воображении; «Лирическое интермеццо» - любовь расцветает в сновидениях; «Снова на родине» - любовь оживает лишь в памяти поэта.

Дома вы работали над поэзиями Генриха Гейне, отдельные из них выучили наизусть. После прочтения поэзии скажите, что вас поразило в ней, как вы поняли ее содержание.

2.      Чтение и краткий анализ поэзий

    * * Одинокий кедр
    В северной стоит стороне,

 

    И льдом и снегом укрытый, Дремлет и мечтает во сне. и видит он сон о пальме, Которая где-то в южной земле Грустит в немом одиночестве На сожженной солнцем земле.
    (Перевод Л. Первомайского).
    Ожидаемый ответ.

Именно этот стих можно считать образцом романтической поэзии. Через образы природы автор передает свои чувства. Никогда не встретиться кедру и пальме, никогда не быть поэту со своей любимой. Казалось бы, мы читаем об обычных событиях из жизни человека. Но обычное любовное разочарование перерастает в трагедию одиночества человека в бездуховном мещанском окружении. Перед нами возникают образы-символы одиночества.

 

    Почему розы словно безжизненные, Любимая, скажи мне? Почему, скажи, в зеленой траве Фиалки такие молчаливые?
    Почему так горько звенит и поет жаворонком голубизна? Почему в своем дыхании трава Тления и смерть таит?
    Почему холодное солнце поля В задумчивости пасмурной проходит? Почему такая пустынная земля И серая, будто гроб?
    Почему меня, будто безумца, в тьму Моя печаль гонит? Скажи, любимая моя, почему покинула ты меня?
    (Перевод Л. Первомайского).

Ожидаемый ответ.

Одной из особенностей сборника можно считать пейзажные зарисовки, где природа выступает как живое существо: подобно герою она грустит и радуется. Стих звучит как песня минорной тональности. В поэзии находим образы фиалки, травы, жаворонка...

 

    Когда расстаются двое, За руки берутся они, И плачут, и тяжело вздыхают, Без счета вздыхают, грустные.
    С тобой мы вдвоем не вздыхали. Никогда не плакали мы; Та печаль, те тяжелые вздохи Пришли к нам со временем сами.
    (Перевод М. Славинского).

Ожидаемый ответ.

Центральная тема стиха - тема разлуки, прощание. Ощущение потери всегда приходит позднее, особенно, если речь идет о неразделенной любви. Поэт любит и страдает из-за того, что любимая девушка не отвечает ему взаимностью.

    Не знаю, что стало с мной, Грустит сердце мое,- Мне ни сна, ни покоя Сказка старая не дает.
    Воздух свежий - смеркается, Вольготный Рейн затих; Вечерний луч играет на шпилях горных.
    Неведомая красавица на круче Сидит в уединении, Упали на одеяния блестящие косы ее золотые.
    Из золота гребень имеет, и косу расчесывает им, и дикие песни поет, которая не пелась никем.
    В лодке рыбака в эту пору Пронимает невыносимая боль, Он смотрит только вверх - Не видит ни скал, ни волн.
    Исчезают в потоке бушующем и лодка, и мальчик с глаз,
    И все это своему пением сделала лорелей.
    (Перевод Л. Первомайского).

Ожидаемый ответ.

Песня написана наподобие народных песен. Ключевым в произведении является образ, традиционный для немецкого фольклора,- образ лорелей, девушки-сирены с Рейна, которая очаровывала рыбаков своим пением. Это давняя народная легенда о погибшей несчастной красавице, которая вытекает на побережье и завораживает всех, кто проплывает по Рейну. Очарованные красотой русалки, лодочники теряют внимательность и гибнут. Именно Гейне сделал этот сюжет очень популярным, и его стих стал народной песней.

    Любили они - и оба Смотрели, словно враги, и упрямо оба молчали, Хотя млели оба от жажды.
    Они расстались - лишь изредка их сны соединяли их. Они давно уже умерли и не знали о том сами.
    (Перевод Л. Первомайского).

Ожидаемый ответ.

Любовные страдания юности воспринимаются автором на расстоянии времени и переосмысливаются события той поры. Юношеские страдания теперь дороги для поэта лишь как воспоминания.

Чтение и короткий анализ поэзий, предложенных учениками

IV. Рефлексия.

1. Подведение итогов.

Учитель. Нерадостной была любовь Гейне к Амалии. А через семь лет Генрих влюбляется в младшую сестру Амалии - Терезу. Но и эта девушка не ответила поэту взаимностью. И снова - несчастная любовь, душевные страдания и - новые стихи, которые позднее войдут в цикл «Снова на родине». Вообще, тема несчастной любви - не новая для поэтов, но произведения Гейне отличаются тем, что в них не только душевная боль, но и социальный протест - никогда бы богатый дядя Соломон не согласился на брак своей дочери с бедным племянником. Поэт страдает из-за непризнания родственниками его личности. Он значительно лучше чувствует себя среди простых, искренних людей, чем среди «золотой молодежи». Гейне, как и все поэты, страдает из-за одиночества, но его лирический герой не молчаливый и не покорный. Герой Гейне не хочет мириться с действительностью, его не привлекает встреча с любимой на небесах, он стремится к обычному человеческому счастью на земле. Стихам Гейне присущи глубокая задушевность, искренность, понятность и простота, но романтическая откровенность не всегда находит понимание, нередко она вызывает смех.

2. Стратегия «Одно слово».

Методический комментарий.

Стратегия «Одно слово» используется для обобщения обработанного материала. Учитель говорит начало предложения, ученики поочередно добавляют к нему по одном слову, которое, по их мнению, наиболее точно отвечает содержанию предложения.

Завершите предложение «лирический герой Гейне ...».







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Гейне > Любовь – первооснова жизни Выражение в поэзиях Гейне личной судьбы поэта изгнанника