Герой нашего времени» – морально психологический роман о судьбе поколения после разгрома декабристов - сочинение

Особенности композиции романа и ее роль в раскрытии характера Печорина.

Цель: продолжить знакомство учеников с творчеством Лермонтова; раскрыть главную тему романа - взаимоотношения человека и общества; проявить влияние среды на формирование человека; показать духовные ценности романа; раскрыть мастерство Лермонтова как писателя.

Оборудование: портрет М. Лермонтова, иллюстрации к роману «Герой нашего времени», таблица ЗХВ, схема.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

    …блуждая по земле без убеждений
    и гордости, без наслаждения и страха...
    Мы неспособные более к большим жертвам
    ни для блага человечества, ни даже
    для собственного нашего счастья.
    Печорин (М. Лермонтов «Герой нашего времени»).

I. Актуализация опорных знаний.

1.      Проверка домашней задачи. Выразительное чтение  наизусть поэзий Лермонтова.

2.      Вопрос к классу.
Почему Лермонтова называют достойным подражателем Пушкина?
Как повлиял стих Лермонтова «Смерть поэта» на дальнейшую судьбу Лермонтова?

В чем Лермонтов видел назначение поэта?

Каковы ведущие мотивы лирики Лермонтова?

II.       Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Две проблемы - назначение человека на земле и понимание этого назначения - являются центральными для Лермонтова и для поколения последних романтиков.

«Герой нашего времени» - так назвал Лермонтов свое прозаическое произведение. Это имя и фамилия главного героя прозрачно намекают на то, что поэт нового (по сравнению с пушкинским) поколения претендовал создать образ нового героя (Печора - река на севера России, так же, как и Онега). Историю разочарованной печоринской души изложены в исповедальных записках героя со всей беспощадностью самоанализа; Печорин бесстрашно говорит и о своих идеалистических порывах, и о темных сторонах своей души, и о разногласиях. Как мы смотрели на события романа «Евгений Онегин» глазами Пушкина, так мы будем смотреть на все, что происходило на Кавказе вокруг Печорина, глазами Лермонтова.

III.       Работа над темой урока.

1. Сообщение ученика-«историка» о ситуации в России 30-х- 40-х годов ХIХ ст. с опережающей задачей Восстание декабристов должно было состояться летом 1826 года, однако в связи с внезапной смертью императора Александра I офицеры решили воспользоваться периодом «межцарствия». Выступление, организованное членами «Северного общества», состоялось в Петербурге 14 декабря

1825  года. Офицеры вывели на Сенатскую площадь 3 тысячи солдат. Однако руководитель восстания князь Трубецкой не появился в указанное время; пока выбирали нового руководителя, время было потеряно. Этим воспользовался новый царь Николай I, который вывел на площадь верные ему войска, которые расстреляли восставших из пушек. 29 декабря 1825 - 2 января 1826 года офицеры «Южного общества» подняли на восстание Черниговский полк, который был расположен в Василькове (30 км от Киева). Это восстание также потерпело поражение. Пятеро организаторов восстания — П. Пестель, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин, П. Каховский, К. Рылеев были повешены, осуждены 579 лиц, из них 100 — к каторге и поселению в Сибири. Весь Черниговский полк передислоцировали на Кавказ, где Россия вела войну.

При Николае I (1825-1855), который получил прозвище «Палкин» из-за любви к армейским методам правления, все больше процветала бюрократия. Период реакции, который настал после подавления восстания декабристов, не остановил развития общественной мысли. Возникают разные течения реформирования русской действительности: славянофилы, западники, приверженцы революционной перестройки общества. Деятельность кружков свидетельствовала о необходимости изменений в русском обществе.

2. Рассказ учителя о композиции и сюжетных линиях романа «Герой нашего времени».

(Рассказывая, учитель изображает на доске композицию и сюжетную линию романа, а ученики переносят их в тетради).

- Роман состоит из пяти частей-повестей, каждая из которых имеет свое название, свой сюжет и жанр. Главный герой объединяет все эти повести в одно целое, в единый роман.

Гвардейский офицер Печорин прибывает к месту своего назначения. По дороге он заезжает в Тамань, оттуда - в Пятигорск. За дуэль с Грушницким Печорина высылают на службу в далекую крепость, где происходят события, о которых в повести «Бэла» рассказывает хорошо знакомый с Печориным штабс-капитан Максим Максимович. Эпизодом из этого периода жизни Печорина является повесть «Фаталист» - часть дневника («Журнала») главного героя произведения. Проходит несколько лет. Печорин выходит в отставку и едет в Персию. По дороге туда он в в последний раз встречается с Максимом Максимовичем («Максим Максимович»).

В романе Лермонтова эти повести расположены в другом порядке. Начинает роман повесть «Бэла», потом - «Максим Максимович», дальше - «Тамань» и «Княжна Мэри», заканчивается роман повестью «Фаталист».

Такая последовательность преследует цель, которая вытекала из идейного замысла,- шире и глубже раскрыть сложную личность Печорина. Автор писал: «история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, есть разве что интереснейшее и наиполезнейшее, чем история целого народа...». В трех первых частях рассказ идет от лица Максима Максимовича и автора, в трех последних - от лица самого Печорина. Весть о смерти героя приходится на середину романа. Она окрашивает наше восприятие того, что происходит, в другие, трагические тона.

 

Страница за страницей постепенно раскрывают сущность характера главного героя. Сначала Максим Максимович не может окончательно понять мотивы поведения молодого офицера, но ощущает надлом в его мировоззрении. Читатель также не всегда может одобрять поведение Печорина, пока не получит объяснения от самого Печорина.

Раздраженный Максим Максимович передает автору бумаги Печорина. В «Предисловии» Лермонтов высказывает свое особое отношение к дневнику, называя его автора «героем нашего времени». Он хочет показать, что люди, подобные Печорину, все чаще встречаются в обществе и что они - совсем не худшая его часть, а чуткий натянутый нерв. Появление таких людей свидетельствует о болезни общества.

Печорин ищет средство от скуки, старается войти, проникнуть в чужую жизнь. Но везде он лишний, всем приносит горе: разрушает быт мелких контрабандистов, заставляя их уехать и бросить слепого мальчика Янку на произвол судьбы. Он хладнокровно убивает Грушницкого на дуэли - не только потому, что является человеком чести, но и потому, что в поисках разнообразия жизни готов ходить по острию лезвия.

Роман имеет кольцевую композицию - действие начинается и заканчивается в крепости. Это - замкнутый круг, из которого герою не выбраться. Поиск славы, поиск риска, поиск любви, попытка творчества - все попытки Печорина влиться в общество терпят крах. Лермонтов последовательно показывает нам внешнее и внутреннее, настоящее и наносное в «герое нашего времени». Композиция романа не только развенчивает его, но и помогает нам понять его суть, его судьбу, его трагедию.

3. Теория литературы.

Понятие о морально-психологическом романе, реализме,

фабуле и сюжете.

Учитель. Как вы уже знаете, романы делятся на семейно-бытовые, исторические, фантастические, приключенческие и т.п. Конечно, это деление условное. Например, семейно-бытовой роман может оказаться и социально-политическим, приключенческий роман может быть построен на исторической основе. Психологический роман часто содержит философскую проблематику. Именно это мы видим в романе «Герой нашего времени».

Человек и судьба, цель и смысл жизни человека, анализ, «диалектика души» человека - все это в центре внимания авторов психологических романов, которые были особенно распространенными в ХIХ ст. В условиях русской жизни периода создания «Героя нашего времени» осознание личностью своего человеческого достоинства, своего права на самопознание и самовыражение приобретало значение не только литературное, но и политическое. Поэтому психологический анализ автора и самоанализ Печорина - необходимая форма самопознания развитой личности. Герой романа сознается : «Я взвешиваю, разбираю свои собственные желания и поступки со строгим любопытством, но без пылкости... Во мне две человека: один живет в полном смысле этого слова, другой думает и судит его...».







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Герой нашего времени > Герой нашего времени» – морально психологический роман о судьбе поколения после разгрома декабристов