Женские образы в романе «Герой нашего времени» М Ю Лермонтова (Второй вариант) - сочинение

В своем романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лер­монтов сумел показать героя неординарного, мыслящего, талантливого, но искалеченного средой. Во взаимоотноше­ниях с различными людьми раскрывается внутренний мир героя, его ценности, стремления, истоки его трагического разочарования в жизни. Особое место здесь занимают жен­ские образы, с помощью которых автор проверяет своего героя на благородство, способность любить, жертвовать со­бой. И с горечью мы понимаем, что каждой из четырех описанных в романе женщин Печорин принес несчастье и страдание.

Впервые характер Печорина раскрывается в его взаи­моотношениях с Бэлой. В своей очередной попытке скрыть­ся от окружающего мира Печорин ищет выход в любви к этой доброй, нежной, самоотверженной, но очень гордой гор­ской девушке. Ее образ очень поэтичен: «...высокая, то­ненькая, глаза черные, как у горной серны, так и загляды­вали к вам в душу». Однако Печорин вскоре понимает, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной бары­ни». В Бэле безоглядная любовь к Печорину соединяется с чувством собственного достоинства. Поняв охлаждение к себе, Бэла не желает оставаться игрушкой даже в руках у любимого: «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой?.. А если это так будет продолжать­ся, то я сама уйду: я не раба его — я княжеская дочь!..» Бэла не успела самостоятельно распорядиться своей судь­бой, она трагически погибла, и часть вины за ее смерть, несомненно, лежит на Печорине.

Загадочен и очарователен образ «ундины» — подруги «мирных контрабандистов»: необыкновенная гибкость ста­на, особенный, ей только свойственный наклон головы, длин­ные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно привлека­тельный нос вызывали интерес и любопытство Печорина, не меньше, чем сама таинственная история, свидетелем которой он стал. Однако надежды на любовь обернулись для героя романа враждебностью, а свидание — схваткой, поскольку он в стремлении к новому стал нежданным гостем в среде контрабандистов.

Более детально и подробно внутренний мир Печорина раскрывается в его отношениях с женщинами светского общества: княжной Мери Лиговской и Верой.



Княжна Мери — умная, нежная, мечтательная девуш­ка — становится жертвой игры, которую поначалу затеял Печорин с целью подразнить Грушницкого и заодно разве­ять скуку. Вначале эта игра велась очень холодно и рас­четливо, поскольку Печорин видел в Мери светскую ба­рышню, избалованную поклонниками. Однако его отноше­ние к княжне сейчас же смягчается, как только он обнару­живает, что в Мери растет искреннее и глубокое чувство. Сам же Печорин не находит в своем сердце ответного чувства, мало того, беспокойство за княжну, вызванное из­вестием о ее болезни, пугает и даже ужасает его: «Неуже­ли я влюблен?» Страх потерять свободу, оказаться безза­щитным оберегает сердце Печорина от привязанностей, поэтому-то он и ничем не жертвовал для тех, кого любил: «...я полюбил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жад­ностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания — и никогда не мог насытиться». Поэтому то, что вначале было для Печорина только игрой, княжне при­несло жестокую трагедию и разочарование в своей первой любви. «Орудием казни» Печорин остается даже в отношениях с Верой — единственной женщиной, которую он искренне любит. В образе Веры Лермонтов воплотил образ самозаб­венной, преступающей через запрет общества любви, кото­рая не становится меньше от глубокого понимания поро­ков и недостатков влюбленного. К тому же Вера для Пе­чорина — это еще и воспоминание о «благотворных бурях» его молодости. Но даже здесь проявляется эгоизм Печорина в чувствах, который доставляет любимой жен­щине горе и страдания: «Ты любил меня как собствен­ность, как источник радостей, тревог и печалей», — пишет ему Вера в прощальном письме. И только разлука с един­ственной женщиной в мире, которую Печорин любил так, что «не в силах был бы обмануть», женщиной, потерявшей ради него все на свете, раскрывает в Печорине человека, способного жертвовать собой, открытого для человеческих привязанностей. «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, — дороже жизни, чести, счастья!» Неожиданно для себя Печорин находит в себе способности «безумствовать под влиянием страсти». Потеряв коня и надежду догнать Веру, он «упал на мокрую траву и как ребенок заплакал». Женские образы, созданные Лермонтовым в романе «Ге­рой нашего времени», привлекают нас своей поэтичностью, нежностью, душевностью, добротой, неповторимостью и по­могают автору полнее раскрыть внутренний мир, сложную и противоречивую натуру главного героя романа — Печо­рина.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Герой нашего времени > Женские образы в романе «Герой нашего времени» М Ю Лермонтова (Второй вариант)