Как характеризует Печорина и Грушницкого сцена дуэли (по роману М Ю Лермонтова «Герой нашего времени») - сочинение

Композиционная сложность романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» неразрывно связана с психологической сложностью образа главного героя. Неоднозначность и противоречивость мятежного характера Григория Печорина проявляются не только в его поступках и его душе, — наиболее ярко эти черты проступают в соотнесении героя с другими персонажами.
Чтобы показать благородные чувства и стремления своего героя, А. С. Грибоедов противопоставил Чацкому подхалима Молчалина, А. С. Пушкин ввел в роман «Евгений Онегин» образ молодого поэта-мечтателя Ленского, а М. Ю. Лермонтов страдающему Печорину, с его непреклонной волей и Жаждой борьбы, противопоставил Грушницкого.
Печорин встретился с Грушницким, с которым они «были когда-то друзьями» в Пятигорске на водах. «Грушницкий — пишет он в своем дневнике, — ...из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Цель таких людей — производить эффект. В обществе Мери Грушницкий разыгрывал роль разжалованного в солдаты, гонимого обществом и судьбой страдальца. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное на какие-то тайные страдания, что, по словам Печорина, сам почти в этом уверился, «он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. Его цель — сделаться героем романа...».
Печорин же всегда стремился к активным действиям; «любопытство» толкало его ставить «эксперименты» над собой и окружающими, вмешиваться в дела, до него не касающиеся; его безрассудная храбрость и романтическое мироощущение были подлинными, а не воображаемыми. И, главное, что отличало его, — стремление понять, что движет людьми; выявить мотивы их поступков, постичь их психологию.
Почему же этот «романтический» мальчишка так не нравится прапорщику Печорину? Он мечтает о славе, об офицерских эполетах, но ведь кто об этом не мечтает в столь молодые годы? Он наивный, недалекий человек, но и это ему можно простить. Грушницкий насквозь фальшив, а фальши, неискренности наш герой не выносит, и именно этого он не может простить. Григорий Печорин действительно переживает чувство глубокого разочарования в жизни, которое для юнкера лишь поза. Во всем внешнем облике, речи, поступках Грушницкого Печорин видит ничтожность его натуры. Ему вообще всегда были неприятны самовлюбленность и эгоизм людей, которые на все случаи жизни запаслись «пышными фразами», которые в молодости разыгрывают роль разочарованных, а под старость «делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, — иногда тем и другим».
Печорин откровенно признается, что не любит Грушницкого, чувствует к нему неприязнь и играет на самолюбии приятеля, зная наперед, что одному из них несдобровать. Раздраженный, Печорин желает досадить бывшему сослуживцу. От скуки, без каких- либо угрызений совести, он вмешивается в судьбу юнкера, влюбляет в себя Мери, чем восстанавливает против себя Грушницкого. А тот, когда затронуто самолюбие, желая отомстить Печорину, задумывает высмеять его и представить перед всеми трусом.
Печорин случайно стал свидетелем этого «заговора», и мысль, что он мог сделаться «посмешищем этих дураков» не давала ему покоя. С одной стороны, он недоумевал, за что его все так ненавидят, а с другой — чувствовал, что «ядовитая злость» наполняла его душу. С этого момента судьба юнкера была решена: «Берегитесь, господин Грушницкий! — писал Печорин в своем дневнике, — Со мной так не шутят... Я вам не игрушка!..» Печорин так зол, потому что боится «показаться смешным даже самому себе». Он иногда презирает себя, и не от того ли он презирает и других?
Перед самой дуэлью Печорин откровенно признается доктору Вернеру, что «думая о близкой возможности смерти», он думает только «об одном себе». Настоящих друзей он не приобрел, а женщины, которые, по его мнению, обнимая других, будут смеяться над ним, чтоб возбудить ревность к усопшему, не достойны его внимания. Из жизненной бури Печорин «вынес несколько идей — и ни одного чувства», он давно уже живет «не сердцем, а головою» и разбирает свои поступки со строгим любопытством, но без живого участия.



Печорин признается также, что «стал не способен к благородным порывам», однако перед дуэлью именно он выражает готовность примириться с противником, хотя и предлагает условия, на которые тот не может согласиться. Желая в полной мере подтвердить правильность своих суждений о низости и трусости Грушницкого, Печорин намеренно «...поставил его в затруднительное положение». «Стреляясь при обыкновенных условиях, — пишет Печорин, — он мог целить мне в ногу, легко меня ранить и удовлетворить таким образом свою месть, не отягощая слишком своей совести; но теперь он должен был выстрелить в воздух, или сделаться убийцей...» Печорин даже предоставляет «все выгоды» Грушницкому, желая проверить, насколько Грушницкий подчинен злу, хватит ли у него решимости убить безоружного (мы ведь знаем, что пистолет Печорина не был заряжен). Печорин, со своей страстью к исследованию человеческой природы, хотел испытать Грушницкого. Вечное любопытство, стремление наблюдать и экспериментировать над страстями и чувствами других людей толкали его на это. Печорин надеялся, что в душе молодого юнкера еще «могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать...». Используя душевную слабость противника, сам Печорин хотел таким образом оправдать свое «полное право не щадить его». Он и сам толком не мог объяснить, какие чувства более всего владели им в тот момент: «...то были и досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба, рождавшаяся при мысли, что этот человек, теперь с такой уверенностью и... дерзостью на меня глядящий, две минуты назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку...». Несколько минут Печорин наблюдал за Грушницким, в последний раз надеясь увидеть в нем хоть «легкий след» раскаяния, но тот, зная, что пистолет Печорина не заряжен, не проявил никаких угрызений совести и даже «удерживал улыбку». Печорин раскрыл заговор, самолюбие его было удовлетворено, и он предложил Грушницкому отказаться от своей клеветы. Однако «лицо у него вспыхнуло, глаза засверкали... «Стреляйте! — отвечал он. — Я себя презираю, а вас ненавижу... Нам на земле вдвоем нет места...» И Печорин выстрелил... Таким образом, сцена дуэли, задуманная Печориным как комедия, превратилась в трагедию. Автор пытается показать нам, что эта трагедия была как бы предрешена всей логикой событий, по которой Грушницкий неизбежно был жертвой, а Печорин лишь невольно сыграл в судьбе юноши фатальную роль. Вспомним, как Печорин сам говорил об этом: «Я его... не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать». Эту же обреченность юноши чувствовал и Вернер, говоря Печорину: «Я предчувствую, что бедный Грушницкий будет вашей жертвой...». Вот почему автор отчасти оправдывает ту жестокость, какую проявил Печорин в поединке с Грушницким. Однако какое оправдание можно найти поступкам Печорина, когда жертвами его эгоизма становятся люди, достойные уважения и любви? В лице Печорина перед нами предстает не только своеобразный человек, типичный для своей эпохи. Герой времени — это личность, сформированная данным веком, и ни в какой другой эпохе подобный человек появиться не мог бы. В нем сконцентрированы все черты, все достоинства и недостатки его времени. В предисловии к роману Лермонтов полемически заявляет: «Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Герой нашего времени > Как характеризует Печорина и Грушницкого сцена дуэли (по роману М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»)