Печорин и доктор Вернер; Печорин и Грушницкий; Печорин и Мери; Печорин и Вера в повестях «Княжна Мери» и «Фаталист» - сочинение

Тема. Печорин и доктор Вернер; Печорин и Грушницкий; Печорин и Мери; Печорин и Вера в повестях «Княжна Мери» и «Фаталист»

Цели: углублять понимание содержания текста и героев романа; совершенствовать умения и навыки анализа текста, содержащего изображение поступков главного героя, его взаимоотношений с другими действующими лицами, описания его внутренних монологов; развивать связную речь; воспитывать стремление к лучшим нравственным ценностям.

Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова; иллюстрации к роману «Герой нашего времени»; тетради; раздаточный материал; эпиграф на доске. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть всё огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов — вот что я называю жизнью. М.

Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (Печорин)

ХОД УРОКА I.

Организационный момент 1. приветствие учителя 2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь II. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности Обращение к эпиграфу урока ♦ В какой момент биографии Печорина сказаны им слова, взятые эпиграфом к уроку? ♦ Можно ли то, о чём говорит Печорин считать истинным смыслом жизни? ♦ Почему для Печорина только в этом смысл жизни? III.

Реализация домашнего задания 1. опрос по цитатной самохарактеристике печорина 2.

представление учащимися словарной статьи «Фатализм» для энциклопедического словаря IV. Парная работа с карточками по вариантам Карточка № 1 (вариант I) ♦ Проанализируйте взаимоотношения Печорина с Вернером и Грушницким в повести «Княжна Мери». ♦ Можно ли назвать отношения Печорина и доктора Вернера дружескими? Какие черты характера Печорина проявились в отношениях с Вернером? ♦ а можно ли назвать отношения Печорина с Грушницким дружескими? Почему?

♦ Печорин даёт такую характеристику «жёнам местных властей»: «…они менее всего обращают внимание на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце, под белой фуражкой образованный ум».

а Грушницкий говорит о лиговских: «И какое им дело, есть ли ум под нумерованной фуражкой и сердце под толстой шинелью?» Объясните, почему Печорин и Грушницкий высказались почти одними и теми же словами? Один ли это пример совпадений в их высказываниях? ♦ есть ли основания у Печорина презирать Грушницкого? ♦ Как раскрываются характеры Печорина и Грушницкого в сцене дуэли? Похожа ли эта дуэль на дуэль между Онегиным и ленским?

♦ Исследователь К. н.

Григорьян пишет: «В герое нашего времени» Грушницкий противостоит Печорину не только по своей жизненной позиции, но и в плане эстетическом. В лице Грушницкого автор разоблачил ложную романтику, мнимый идеализм типов, которые охотно драпируются в романтическую одежду, но которые по натуре враждебны истинному романтизму». Согласитесь или опровергните это высказывание, обоснуйте свою точку зрения Карточка № 2 (вариант II) Проанализируйте взаимоотношения Печорина с женщинами: Бэлой, ундиной, Мери, Верой. ♦ Для чего Печорину понадобилось заводить «роман» с княжной Мери? ♦ Каково отношение Печорина к Вере? Способен ли он на чувство любви? Могли ли Печорин и Вера остаться вместе?

♦ Вера искренне любит Печорина. И это глубокое чувство роднит её с пушкинской татьяной. Что ещё общего у них?

Чем отличаются они? ♦ Какие черты характера Печорина проявляются в его отношениях с женщинами? Карточка № 3 (вариант III) ♦ В повести «Фаталист» Печорин размышляет: «а мы, … скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме невольной боязни, сжимающей сердца при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к высоким жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность…» Что подразумевает Печорин, говоря о невозможности счастья? ♦ Каков «моральный кодекс» Печорина?

Каково его отношение к счастью, к дружбе? ♦ Чем объясняется, что Печорин на некоторое время поверил в предопределение? Главный герой убеждён, что ему «было предназначенье высокое».

Прав ли он? Почему не исполнилось это «назначенье»? ♦ Почему глава «Фаталист» завершает роман? Сделался ли Печорин фаталистом? V. Обобщающая беседа по методу «Займи позицию» «Он всматривается в себя, задаёт тревожные, злые вопросы, сам отвечает на них, но не пытается стать над собой, оспорить свою логику, своё понимание вещей.

Позиции «Печорин против Печорина» в романе нет»,— считает исследователь творчества Лермонтова И. а. Гу-ревич. Займите и вы свою позицию в этом вопросе и обоснуйте её. VI.

Подведение итогов урока VII. Домашняя работа 1) Подготовить устное высказывание: «Печорин — герой переходной эпохи».

2) Прочитать статью В. Г. Белинского «“Герой нашего времени”. Сочинение М. Ю. Лермонтова»; сделать выписки, отражающие главные положения статьи.

3) Сформулировать возможную тему к сочинению, составить развёрнутый план к нему, подобрать материалы.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Герой нашего времени > Печорин и доктор Вернер; Печорин и Грушницкий; Печорин и Мери; Печорин и Вера в повестях «Княжна Мери» и «Фаталист»