Романтизм и реализм в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени» - сочинение

Это грустная дума о нашем времени.

В. Г. Белинский

«Герой нашего времени» многими нитями связан с романтизмом, не утратившим еще своего значения для автора «Демона» и «Мцыри». Преимущественное внимание к внутреннему миру человека, аналитический способ его раскрытия, психологиче­ский самоанализ героя, некоторая загадочность его прошлого, контрастность харак­теров, острота сюжета, нарушение хронологической последовательности в компози­ции, заметно выраженный «субъективный элемент», придающий эпическому жанру глубокий лиризм, — таковы художественные традиции романтизма, в той или иной форме проявившиеся в романе М. Ю. Лермонтова. Однако это не дает нам права счи­тать «Героя нашего времени» романтическим романом, который был популярен в то время в России и на Западе. Традиции романтизма в романе Лермонтова подчинены иному художественному заданию — реалистическому — и выступают в иной функ­ции, также реалистической. «Герой нашего времени» вместе с произведениями А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя стал великим созданием русского реализма.

Романтическим решением вопросов, выдвинутых реальной действительностью, романтическим отображением процессов, происходивших в русской жизни той поры, нельзя было ограничиться. Широкое освещение этой темы требовало художественных средств реалистического романа. Так возникает «Герой нашего времени».

Откликом на критические сведения о «Герое нашего времени» явилось предисло­вие, написанное Лермонтовым ко второму изданию. Автор указывает основные прин­ципы, которым он следовал в своем произведении. Это, прежде всего, реализм, зада­чей которого является создание типичного образа: «Герой нашего времени... это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Лермон­тов отстаивает реалистичность созданного им характера. «...Ежели вы верили, — об­ращается он к читателям, — возможности существования всех трагических и роман­тических злодеев, отчего же вы не верите в действительность Печорина?  Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?..» «Довольно людей кормили сластями, — возражает Лермонтов тем, кому образ Печорина казался «пре­увеличенным», — у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины».

«Герой нашего времени» поднимает очень важные для того времени вопросы. Лермонтовский роман исследует центральную проблему эпохи — проблему «деятеля», отве­чающего общественно-историческим потребностям эпохи.

Принцип реализма, осуществленный Лермонтовым в «Герое нашего времени», определил и стиль романа. Отказ от метафоричности, характерной для романтическо­го стиля, предметная точность словоупотребления, преобладание простых предложе­ний, придающее изложению сжатость, лаконичность, — таковы основные особеннос­ти прозаической речи Лермонтова в «Герое нашего времени». Однако в стиле романа мы видим и черты романтизма. Отказываясь от метафоричности, Лермонтов не ис­ключает полностью слов и выражений в переносном значении. Там, где это вызывает­ся необходимостью, он использует систему тропов, богато разработанную романтиками, в том числе и им самим. Вот отрывок из пейзажа в «Тамани»: «Берег обрывком спускался к морю почти у самых стен ее [лачужки], и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию». Олицетворения, которыми полно это описание, не нарушая реалистическо­го принципа пейзажной живописи, придают картине глубокую эмоциональность. Ме­тафорический характер носит концовка повести «Княжна Мери». Образы бурного моря и матроса, рожденного и выросшего на палубе разбойничьего брига, связаны с тради­циями романтизма. С традициями романтизма связано обилие афоризмов и парадок­сов, которыми сопровождается повествование, особенно в «Княжне Мери»: «...често­любие есть не что иное, как жажда власти», «А что такое счастье? Насыщенная гордость», «Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается», и т. д.



Как писатель-реалист Лермонтов в «Герое нашего времени» блестяще разрешил задачу сохранения индивидуального речевого стиля изображаемых персонажей. Ав­тор заставил Максима Максимыча рассказать историю Бэлы простым, но очень трога­тельным языком. («Наделал он мне хлопот, не тем будь помянут»; «зато уже ино­гда, как начнет рассказывать, так животики надорвешь от смеха», и т. д.). Индивидуальный стиль речи изображаемого персонажа Лермонтов сумел сохра­нить и там, где изложение ведется от лица рассказчика. Особенно яркая речевая характеристика дана в романе Грушницкому. Лермонтов здесь зло высмеял ставшую шаблонной романтическую фразеологию. Устами Печори­на Лермонтов так характеризует язык Грушницкого: «Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы. Грушницкого страсть была рекламировать». Индивидуальность речи каждого персонажа является еще одной реалистической чертой произведения. Средствами реалистического искусства Лермонтов создает в «Герое нашего вре­мени» типичный образ, в котором нашли отражение существенные стороны современ­ной писателю действительности. Реалистические тенденции, проявившиеся и в ран­них произведениях Лермонтова, нашли полное развитие в «Герое нашего времени». Реализм и романтизм удачно сочетаются в романе и взаимно дополняют друг друга.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Герой нашего времени > Романтизм и реализм в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»