Сюжетно композиционное своеобразие романа М Ю Лермонтова «Герой нашего времени» - сочинение

Сюжетно-композиционное своеобразие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» обусловлено творческой задачей, которую ставил перед собой автор, — изобразить современника, «героя своего времени», исследовать его психологию, взгляды, вкусы, стремления. Во вступлении к роману Лермонтов пишет: «Герой нашего времени... это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». В чем смысл изображения такого героя, если «нравственность от этого не выигрывает»? Писатель отвечает: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины».
Герой, наиболее точно отражающий характер своего времени (эпохи политической реакции, краха идей декабристов, всевластия «мундиров голубых», ставших главной опорой самодержавно-полицейского строя России), — это, по мысли автора, умный, талантливый, духовно одаренный человек, способный и мыслить, и чувствовать, но не нашедший применения собственным «силам необъятным»» искалеченный обществом, которое утратило нравственные ориентиры. Читатель должен был увидеть Печорина в разных ситуациях, в столкновении с разными людьми и в то же время иметь возможность заглянуть во внутренний мир героя, в самые потайные уголки его души.
Решая эту сложную художественную задачу, Лермонтов строит повествование таким образом, чтобы заинтриговать читателя, возбудить в нем интерес к герою, поставить его перед необходимостью решать вопрос о нравственной сущности Печорина и лишь потом дать исповедь Григория Александровича, объясняющую подлинные мотивы его поступков.
Повествование разбито на пять повестей-новелл, объединенных образом главного героя. В основу каждой из сюжетных линий положен тот или иной конфликт: психологический, нравственный, философский, конфликт характеров (Печорин и Бэла, Печорин и Максим Максимыч, Печорин и Мери, Печорин и Грушницкий, Печорин и Вернер, Печорин и «водяное общество»). Этот ряд может быть также дополнен прямо не указанным в романе, но подразумевающимся (прием «подтекста») конфликтом Печорина с властью, из-за которого он оказался на Кавказе. В противопоставлениях с другими персонажами последовательно раскрываются отдельные черты личности героя, в результате чего складывается цельный человеческий образ. Подобный принцип построения характера был использован Пушкиным в «Евгении Онегине», где впервые была дана «формула русского романа».
В романе нарушена хронология в изложении событий. Лермонтов располагает повести в следующем порядке: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». В действительности же последовательность событий была иной. Следуя на Кавказ, Печорин вынужден задержаться в маленьком приморском городке («Тамань»); после участия в экспедиции герой едет в Пятигорск на воды, убивает на дуэли Грушницкого («Княжна Мери»); за эту дуэль Печорина отсылают на опасный участок службы, под начало Максима Максимыча («Бэла»); из крепости Печорин отбывает на две недели в казачью станицу, где держит пари с Вуличем («Фаталист»); через пять лет после этого Печорин, выйдя в отставку, встречается по дороге в Персию со штабс-капитаном («Максим Максимыч»),
Нарушение хронологии в повествовании о судьбе Печорина художественно оправдано: таким образом создается дополнительная интрига, усиливается заинтересованность читателя в разрешении «загадки Печорина». Этой же цели служит еще один прием: в изображении событий (в первых трех повестях) присутствует момент загадочности, таинственности. До поры до времени мы не знаем ни о прошлом героя, ни об обстоятельствах, которые привели его на Кавказ.
Описанный композиционный прием (нарушение хронологии событий), впервые использованный Лермонтовым в «Герое нашего времени», впоследствии неоднократно применялся другими писателями: Тургеневым («Записки охотника»), Достоевским («Записки из мертвого дома»), Л. Толстым (в его романах).
Другая композиционная особенность «Героя нашего времени» — в трехкратной смене образа рассказчика. Первая новелла («Бэла») рассказана Максимом Максимычем; вторая («Максим Максимыч») — проезжим офицером; три других, составляющих «Журнал Печорина» («Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист»), самим Печориным.
При всем различии входящих в состав романа новелл их финалы схожи: Печорин играет роль «злого гения» в жизни людей. Страдая сам, он обрекает на страдание или смерть тех, кто попадает в орбиту его интересов и желаний. Гибнут Бэла, Грушницкий, Вулич. Незаслуженно обижены Максим Максимыч и Мери. Вынуждены сняться с места и бежать контрабандисты.



Впервые мы знакомимся с главным героем в «Бэле». Здесь же дан беглый портрет Печорина, описываются его поступки, но не указано, чем они были мотивированы. Печорин в «Бэле» — загадка не только для читателя, но и для рассказчика. Максим Максимыч — наблюдательный, но не очень образованный человек, далекий от светской жизни и простодушно меряющий все на свой аршин, замечает лишь, что Григорий Александрович — человек «с большими странностями». В рассказе штабс-капитана отражена только внешняя канва событий, но не дана их оценка. В новелле «Максим Максимыч» повествование поручено человеку другого круга и образования, другого склада ума. Здесь дается развернутый психологический портрет героя, что, правда, еще не приближает читателя к разрешению «загадки Печорина». Рассказчик указывает на некоторые черты в его облике, свидетельствующие, по мнению офицера, о скрытности героя, противоречивости его характера. Например, глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». Рассказчик предполагает, что это признак «или злого нрава, или глубокой постоянной грусти», но пока не может обосновать ни одно из своих предположений. Самораскрытие Печорина происходит в трех последних повестях, прежде всего, в «Княжне Мери». Печорин повествует о себе, создавая путевые заметки. Его исповедь обращена к самому себе (что обусловливает большее доверие к правдивости рассказчика), вызвана желанием проанализировать свои желания, поступки, настроения. Из «Тамани» мы узнаем, что Печорину небезразлична жизнь людей, что он любит и тонко чувствует природу, любуется ее красотой. В этой повести дан и насыщенный событийный ряд (автор знакомит нас с миром «честных» контрабандистов, привычная жизнь которых разрушается после вторжения в нее Печорина), но он, в отличие от двух предыдущих повестей, уже дан в изложении главного героя, мы наконец слышим его собственный голос. В «Княжне Мери» Печорин впервые появляется в обществе социально близких ему людей, в дворянском окружении. Здесь звучит (характерная; для творчества Лермонтова в целом) тема обличения светского общества, с которым герой вступает в конфликт, и одновременно дается «история души» Печорина как жертвы этого общества. В то же время число жертв Печорина продолжает пополняться: унижена Мери, убит на дуэли Грушницкий. Наконец, в «Фаталисте» автор затрагивает философскую проблему предопределения. Что движет судьбами людей? Существуют ли надприродные силы, управляющие жизнью человека? Эти вопросы становятся предметом размышлений Печорина и одновременно испытываются «на практике». Вулич, заключив пари с Печориным (тот предрекает офицеру близкую смерть), вначале выигрывает: пистолет, из которого он стреляет в себя, дает осечку, однако в конечном счете побеждает Печорин: вечером того же дня Вулич гибнет нелепой смертью — от руки пьяного казака. Рассказчика, как мы знаем из предисловия к «Журналу Печорина», вскоре тоже настигла смерть, что заставляет отнести философские вопросы «Фаталиста» к содержанию романа в целом: был ли Печорин в полной мере хозяином своей судьбы? Отчего его вмешательство в судьбы людей оборачивается фатальными последствиями? Автор не дает прямого ответа на эти вопросы, но побуждает читателя к размышлению, к самостоятельному философскому поиску. Главная задача, которую ставил перед собой создатель романа, — раскрыть характер «героя своего времени», дать ему моральную оценку и преподать современникам нравственный урок, — получила в этом произведении блестящее художественное воплощение, в том числе и благодаря новаторскому построению романа.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Герой нашего времени > Сюжетно композиционное своеобразие романа М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»