Что в Печорине помогает нам понять Максим Максимыч (по роману М Ю Лермонтова «Герой нашего времени») - сочинение

Композиционная сложность романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» неразрывно связана с психологической сложностью образа главного героя. Неоднозначность характера Печорина, противоречивость этого образа проявляется не только в исследовании его духовного мира, но и в соотнесении героя с остальными персонажами романа.
При описании важнейших событий в жизни главного героя автор нарушил хронологическую последовательность. Если ее восстановить, то первое место в романе должна была бы занять повесть «Тамань», ведь именно в Тамани останавливается Печорин, следовавший на Кавказ. После службы в действующем отряде он отправляется на «воды», живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого. За участие в дуэли его высылают в крепость, где молодой человек встречается с Максимом Максимычем, из рассказа которого мы впервые и узнаем о Печорине.
Максим Максимыч не случайно выбран первым рассказчиком. Его образ — один из важнейших в романе, так как этот человеческий тип был характерен для России первой половины XIX века. Это рядовой армейский офицер, воспринявший привычки и взгляды тех людей, с которыми прожил свою нелегкую жизнь. Служба в армии приучила штабс-капитана к дисциплине и безоговорочному подчинению. «Для него «жить» значит «служить», и служить на Кавказе», — писал В. Г. Белинский. Но ни служебные заботы, ни опасности военной жизни не ожесточили его сердце. Он остался добрым, отзывчивым человеком, честным и бескорыстным. Мы видим некоторую ограниченность Максима Максимыча — он не способен дать оценку поступкам и «странностям» характера Печорина, но в его характере, в его несложных суждениях о жизни, в его речи проявляется своеобразная цельность натуры. И в этом он противопоставлен Печорину, который недоволен жизнью, постоянно скучает и мечется. Максим Максимыч — единственный человек, с кем у Печорина нет ничего общего.
Люди разных поколений, разных эпох и разных типов сознания, штабс-капитан и Печорин, абсолютно чужды друг другу. Потому и запомнился Максиму Максимычу его давний подчиненный, что так и не смог он понять, разгадать его. «Это был молодой человек лет двадцати пяти...Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький... Его звали... Григорьем Александровичем, — рассказывает Максим Максимыч заезжему офицеру. — Славный был малый... только немножко странен... в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха... Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц». Описывая все эти «странности» в характере молодого человека, Максим Максимыч приходит к выводу, что «...есть этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!» Однако из его рассказа становится понятно, что штабс-капитан полюбил Печорина. Он понял незаурядность, силу натуры главного героя, его железную волю, способность всех подчинять себе. Однако, что важно, для старика его сослуживец так и остался человеком «странным». Послушав его, мы и сами начинаем считать Печорина загадочным человеком, но понять и объяснить этот характер мы также пока не в состоянии.
В этой же главе Максим Максимыч передает отношение самого Печорина к «странностям» своего характера. «У меня несчастный характер, — говорит он, — воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастья других, то и сам не менее несчастлив». Мы узнаем, что в юности Печорин «бешено наслаждался всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги», и... они «опротивели» ему. Потом пустился в большой свет, и скоро общество ему также надоело, а любовь светских красавиц только раздражала его воображение и самолюбие, но сердце оставалось пусто. От скуки Печорин стал читать, учиться, но «науки также надоели»; он понял, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что «самые счастливые люди невежды, а слава — удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким». Ему снова стало скучно, и он отправился на Кавказ. Это было самое счастливое время в его жизни. Печорин искренне надеялся, что «скука не живет под чеченскими пулями», но, опять напрасно, — через месяц он привык к их жужжанию. Наконец, увидев и полюбив Бэлу, думал, что это «ангел», посланный ему «сострадательной судьбой», но снова ошибся, — «любовь дикарки оказалась ничуть не лучше любви знатной барыни», и невежество и простосердечие черкешенки ему вскоре надоели.
«Я достоин сожаления...во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как и к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня...», — говорит Печорин Максиму Максимычу. Однако штабс-капитану трудно понять такие слова, особенно, когда они звучат из уст двадцатипятилетнего человека.



В рассказе Максима Максимыча Печорин предстает романтическим героем, встреча с которым стала одним из ярчайших событий в его жизни; тогда как для Печорина и сам штабс-капитан, и история с Бэлой — лишь эпизод в ряду других. Даже при случайной встрече, когда Максим Максимыч готов кинуться в его объятия, Печорину не о чем с ним говорить: вспоминать Бэлу — болезненно, рассказать старому приятелю — нечего... Максим Максимыч во всем противопоставлен Печорину, он привык жить для других, Печорин — только для себя. Штабс-капитан инстинктивно тянется к людям, Печорин — замкнут в себе и безразличен к судьбе окружающих. Все поступки героев говорят о том, что автор сочувствует Максиму Максимычу, но одновременно перед нами раскрываются причины трагедии Печорина. Жестокость Печорина по отношению к старику — всего лишь внешнее проявление его характера, а под внешним безразличием кроется горькая обреченность на одиночество. Рассказ Максима Максимыча помогает нам понять, что автор осуждает эгоизм Печорина, его неспособность считаться с интересами людей, с которыми его сталкивает жизнь. Мы видим, что Печорин преждевременно состарился душой, и, как следствие этого, его постоянно преследует глубокое разочарование в жизни. Но откуда взялась эта скука, постоянно преследующая героя, временное ли, преходящее ли это состояние духа или неизлечимый нравственный недуг, от которого нет спасения, — ответов на эти вопросы Максим Максимыч нам не дает, искать их необходимо во второй части романа, в главах, где Печорин сам «беспощадно выставляет наружу собственные слабости и пороки».






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Герой нашего времени > Что в Печорине помогает нам понять Максим Максимыч (по роману М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»)