Сочинения > Гете > Гете «Ночная песня подорожного»
Гете «Ночная песня подорожного» - сочинение


Авторская песня
Моцарт и гете
Й. Гете. Избранные поэзии ч2



Ознакомить с жемчужинами мировой поэзии о природе; дать понятия о пейзаже, эпитетах; развивать навыки выразительного чтения поэзии, наблюдение над лирическим произведением и его анализ; расширять кругозор учеников; воспитывать любовь к природе, к художественной литературе, эстетичные вкусы.

Карта Древней Греции, иллюстративные материалы о эпохе античности, издание античной литературы; фотоматериалы, репродукции картин с горными пейзажами. Лирика (поэзия, поэтическое произведение), эпитет, пейзаж.

Ход урока.

I. Анализ контрольной работы.

II. Мотивация учебной деятельности школьников.

Как мы уже убедились, природу в литературе воспевали всегда. И художники давних времен, и современные поэты прославляли и продолжают прославлять ее величие и красоту. Древние люди считали все в природе живым: горы, реки, леса, деревья, очеловечивали ее. Талантливые поэты составляли гимны природе, подчеркивая ее роль в жизни человека. Сегодня мы познакомимся с памятками литературы, которые создают у читателя ощущения душевного покоя, умиротворения, делают его чувствительнее и добрее.

III. Объявление темы и цели урока.

IV. Восприятие и усвоение школьниками учебного материала.

1. Слово учителя.

— на юг от нашей страны находится прекрасная страна Греция, в которой с давних времен росли талантливые люди — писатели, философы, художники, скульпторы, архитекторы. Они дали миру много знаний, создали настоящие художественные шедевры, образцы красоты. (Просмотр иллюстративных материалов: карты Древней Греции, изображение скульптур античных богов - Венеры Милосской, Аполлона и др.; архитектурных и скульптурных сооружений - храма Артемиды в Эфесе, мавзолея в Галикарнасе, Зевса Фидия в Олимпии, Колосса Родосского и др.; книги и скульптурный портрет Гомера и т. п.)

Венера Милосская

Продолжительное время древние греки жили в городах-государствах, и каждое отличалось чем-то своим - наибольшим театром, красивейший храмом, величайшим поэтом или драматургом. Город-государство Спарта прославлялась тем, что в нем воспитывались сильнейшие воины, которые были неутомимые, жили на земле под открытым небом, не нуждались в большом количестве пищи. С того времени и пошли выражения «спартанский образ жизни», «жить по-спартански», «как спартанец». Но Спарта прославлялась еще и своими художниками, в ней, например, жил и создавал поэт Алкман (VII ст. к н. э.). Сведений о нем сохранилось немного, дошли к нам лишь отрывки его произведений. Но и то, что сохранилось, поражает своим художественным совершенством, тонкой наблюдательностью, ощущением душевного равновесия. Алкман создал один из первых в мировой литературе поэтических пейзажей - описаний природы, и с того времени стих «Спят все верховины горные...» постоянно вдохновляет поэтов, чтобы его переводили, перепевали и подражали.

2. Выразительное чтение учителем стиха Алкмана «спят все верховины горные...».

3. Словарная работа.

Обрывистые - высокие и тонкие вершины; буераки - овраги, поросли лесом; ползуны-змеи, ящерицы; робуче - рабочее, трудолюбивое; пуща - густой лес; ветки - ветви.

4. Самостоятельное чтение учениками стиха Алкмана молча, потом - чтение вслух.

5. Обмен впечатлениями о прочитанном, эвристическая беседа.

Что описывает поэт в стихе?

Какая пора дня изображена в поэзии?

С какими цветами, красками ассоциируются понятие, названное в поэтической зарисовке? Почему?

Есть ли какие-то события, движения в стихе? Почему?

Какие выражения в произведении свидетельствуют о том, что автор воспринимает природу как живую, т. е. очеловечивает ее? (Спят верховины, скалы, буераки, пропасти, норы).

Какое настроение вызывает у вас стих «Спят все верховины горные...»? Свою мысль обоснуйте.

6. Просмотр фотоматериалов, репродукций картин с изображением гор южного края.

7. Наблюдение и сравнение изображения деталей в произведении живописи (или фото) и в литературном.

— Поэт отмечает, что бывают пологие вершины и пикообразные — «обрывистые»; птицы ночуют на ветвях деревьев; перепады высоты — низины подчеркиваются даже звукоописанием: верховины, горные, обрывистые буераки, пропасти, норы, черная, зверь, страшил, моря.

8. Слово учителя.

— мы говорили, что Алкман создавал пейзажную лирику. Пейзаж бывает в природе, в живописи, в литературе. Записи в литературоведческие словарики.

    Пейзаж литературный - это описание вида, общего вида какой-то местности, картины, природы. Пейзаж в литературном произведении указывает на место и время действия, а также подчеркивает настроение героев произведения; бывает динамическим (таким, что находится в движении) и статическим (недвижимый). Еще выделяют пейзажи сельские, городские (индустриальные), морские (моренистические) и др. 

9. Определение учениками вида пейзажа и его функций (назначения).

Ожидаемые ответы:

— Пейзаж у Алкмана горный, ночной, статический; человек будто растворяется в нем; навевает покой, расслабленность; создает ощущение единства природы и человека, который ночью тоже погружается в сон.

10. Слово учителя.

- Выдающийся немецкий поэт Йоганн Вольфганг Гете, который также очень любил природу, был очарован стихом Алкмана «Спят все верховины...» и по его мотивам написал свой стих «Ночная песня путешественника».

11. Выразительное чтение учителем стиха Гете.

«Ночная песня путешественника» (в переводе М. Бажана).

Другое название - «Ночная песня подорожного» в переводе П. Тимочко.

12. Словарная работа

    Супокой - покой; мгла - легкий тумань; грай - здесь: шум, игры, крики, пения; бир (бор) - лес; 

13. Омен впечатлениями, сравнение перевода и стиха Алкмана.

• Какое впечатление оказал на вас стих? Почему?

• Что общего и отличного в стихах Алкмана и Гете? (Общее: ночной пейзаж, изображение горных вершин, леса, сонного царства; похожее настроение умиротворения, покоя; отличное: пейзаж в переводе динамичнее, чем у Алкмана; ощутимо присутствие человека, он - главное действующее лицо; строки стиха менее короткие, что создает другой ритм).

14. Выразительное чтение сравнения стиха Гете на языке оригинала, в разных переводах, звучании.

• Перевод какого из поэтов (М. Бажана или П. Тимочко) вам больше понравился? Почему?

• Сохраняется ли ритмомелодика стиха, общее звучание в оригинале и переводах?

V. Закрепление знаний, умений и навыков.

«Устное рисование».

Создайте словесную картину, изображенную в поэзии Гете, добавив какие-то детали, приметы.

VI. ДОмашняя задача.

Научиться выразительно читать, анализировать стихи Алкмана, Гете; прочитать статьи о поэтах в учебнике (С. 190-191 - по учебнику Ю. И. Колбасенко, Л. В. Колбасенко; С. 156-161 – по учебнику Е. Волощук).

Выучить наизусть стих, который понравился (по желанию).

VII. Итог урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение.

• Больше всего мне понравился...

• Меня поразил «устный рисунок...».

• Хорошие стихи о природе помогают...

Похожие сочинения


Авторская песня
Моцарт и гете
Й. Гете. Избранные поэзии ч2

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Моя семья сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее