Сочинения > Гете > Й Гете Избранные поэзии
Й Гете Избранные поэзии - сочинение


Й. Гете. Избранные поэзии
Писатели, критики, исследователи о Гончарове: избранные цитаты
Избранные страницы творческого наследия русских поэтов Серебряного века



Цель: углубить знания о поэтическом таланте Гете; развивать творческие способности учеников, воспитывать уважение к проявлениям чужих чувств; работать над выразительным чтением стихов.

Тип урока: дополнительное чтение с элементами анализа лирических произведений.

Я создавал лишь то, что жгло меня

изнутри и требовало воплощения.

Й. В. Гете.

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний.

Учитель. На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с творчеством известного немецкого поэта-философа и поэта-просветителя Йоганна Вольфганга Гете. Мы поговорим о ведущих мотивах его лирики. (Тему урока ученики записывают в тетради). Сначала попробуем вспомнить, что мы уже знаем о поэте и его творчестве.

«Мозговая атака».

На доске (или большом листе бумаги) записываются короткие выражения - ассоциации, которые возникли у детей относительно темы урока (сохраняется до конца урока!).

Методический комментарий.

«Мозговой штурм» («мозговая атака») - метод опрашивания, за который принимаются любые ответы участников относительно обсуждаемого вопроса или темы.

На первом этапе участники активно выдвигают свои идеи, в том числе и нереалистичные, фантастические и нелогичные. Главное - количество идей, а не их качество.

На этом этапе запрещается оценивать выдвинутые идеи. Каждое предложение принимают и записывают на доске или листе бумаги. От участников не требуется обосновать предложение или объяснить мысль. Время для выдвижения идей по обыкновению ограничено.

Второй этап - оценивание и обсуждение идей, ранжирование их по уровню значимости, деление на группы и т.п.

Преимущества этого метода:

•   за короткое время собирается максимальное количество разных мыслей;

 

    привлекаются к работе те, кто по обыкновению являются пассивными и стыдятся принимать участие в дискуссиях; 
    активизируются воображение и творческие возможности участников, они получают возможность отойти от стереотипных представлений и стандартных схем; 
    дает возможность для следующего обсуждения в группах. Для организации мозгового штурма необходимо: 
    сформулировать вопросы, проблему или ситуацию и попросить участников высказать свои идеи и предложения; 
    выбрать в группе протоколиста; 
    сообщить, что участники могут предлагать любые идеи, которые приходят им в голову; 
    не обсуждать идеи сразу после того, как их предложили; 
    записывать так, чтобы каждый член группы мог хорошо видеть заметки;
    после того, как названы 10-15 идей, подвести черту;
    обработать совместно с участниками список идей: добавить новые, изъять те, которые не касаются темы, распределить идеи по категориям, отобрать наилучшие и т.п.

II.       Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Гете - прежде всего гениальный поэт. Любовь, природа, то трогательно-нежная, то бушующая, неудержимые порывы души, удивительные и прекрасные явления в жизни - вот темы его стихов. Всегда в центре этих стихов - сам автор, который одновременно выступает и в роли лирического героя, духовно активного и чувствительного, всегда готового к встрече с чудом. Он не просто созерцает реальность, а превращает ее в сгустки ярких, увлекающих впечатлений. Сегодня мы перелистаем еще одну страницу творчества поэта и познакомимся с лирикой Гете.

III.       Работа над темой урока.

1. Выразительное чтение и анализ поэзий Гете.

Учитель. Сейчас будут звучать стихи в выполнении ваших товарищей. Задача: после каждого прочтения будем заполнять (в тетрадях и на доске) соответствующие графы таблицы. На работу над каждой поэзией будем иметь 2-3 минуты.

 

Название стиха
	

Тема, сюжет
	Художественные особенности 	Ваше восприятие, ассоциации
«Ганимед» 	  	  	 
«Ночная песня путешественника» 	  	  	 

Тема, сюжет
	Художественные особенности 	Ваше восприятие, ассоциации
  	  	 
  	  	 
  	  	 
  	  	 
  	  	 

Название стиха

«Майская песня» «Ночная песня» «энтузиазм» «Старость» «К Луне»

(Чтецы поочередно читают стихи из сборника. После каждого прочтения ученики формулируют высказывания и записывают в тетради, а учитель - на доске).

2.      Обобщение.

Учитель. Вернемся к таблице и попробуем обобщить. (Обобщение делает учитель совместно с учениками).

Гете - гениальный лирик. Основные мотивы его лирики: восхищение природой, счастливые любовные переживания, утверждение духа бунтарства. По утверждению поэта, любовь властвует и в природе, и в жизни человека; цивилизация не в силах подарить человеку такой радости и полноты мироощущения, как природа. Природа для поэта - нежная и добрая мать; ее свободный и прекрасный мир - источник жизни и вдохновения. Гете ярко изображает пейзажи. Идеал Гете - внутренне свободный, влюбленный в жизнь человек, который стремится освободиться от пут помертвелых традиций.

Лирика Гете тесно связана с традициями народной поэзии. Стихи его отличаются оптимизмом, активным боевым характером. Поэта интересует история, современность, родная земля, чужие края, философия и искусство.

3.      Сообщение учеников по темам «Гете и Украина», «Переводы Гете на украинский язык» (по опережающей задаче).

Ориентировочное содержание сообщений.

- Йоганн Вольфганг Гете - выдающийся просветитель Германии, которому принадлежит видное место среди просветителей всего мира. Много сделал Гете ради популяризации Просвещения на территориях Украины. Особенно тесными были его связи с Харьковщиной, где готовилось открытие первого университета. Гете был заинтересован идеей отбора преподавательского состава для университета, лично занимался этим вопросом (университет был открыт в 1805 году, а уже с 1803 года Гете состоял в переписке с попечителем Харьковского учебного округа С. Потоцким относительно отбора лучших профессоров и преподавателей).

 

Имя Гете было популярным в Харькове: ученый-просветитель был избран почетным членом совета Харьковского университета, а на выборах ректора был одним из первых претендентов на эту должность.

Для Ивана Франко Гете - один из ярчайший европейских писателей, художественные поиски которого привели к кардинальным изменениям в характере художественного мышления, открытию новых неизведанных горизонтов образному освоению действительности. Называя Гете «величайшим поэтом нашего времени», украинский критик видит в его творчестве неизвестную раньше оригинальность и способность представить незаангажированно разнообразнейшие аспекты современной ему жизни, которые включают и объективное изображение всех слоев тогдашнего немецкого общества, и воспроизведение «ежедневных, обычных вещей».

Похожие сочинения


Й. Гете. Избранные поэзии
Писатели, критики, исследователи о Гончарове: избранные цитаты
Избранные страницы творческого наследия русских поэтов Серебряного века

ТОП 3 популярных


  1. У войны не женское лицо сочинение
  2. Богомолов Иван сочинение
  3. Когда моя мама училась в школе?

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее