Власть золота и ее философия в повести О де Бальзака «Гобсек» - сочинение

Цель: помочь ученикам осознать идейно-художественное содержание произведения; развивать навыки работы с текстом, его комментирование, выделение главного и деталей, формировать умение аргументировать свои утверждения; воспитывать положительное отношение к общечеловеческим моральным ценностям.

Оборудование: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности

III. Объявление темы и цели урока

IV. Актуализация опорных знаний

Беседа

♦ Охарактеризуйте Бальзака как писателя и человека.

♦ Выясните структуру произведения жизни Бальзака — «Человеческой комедии».

♦ Расскажите о связях Бальзака с Украиной.

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала

1. Слово учителя.

Повесть «Гобсек» является составной частью «Человеческой комедии». Несмотря на ее небольшой объем, Бальзак придавал произведению большое значение, о чем свидетельствует хотя бы неприсущее писателю усердие (напечатано три варианта) в шлифовании первичного текста.

Повесть «Гобсек» состоит из трех историй. Прежде всего, это история рассказчика, адвоката Дервиля, который помог виконтессе де Гранлье вернуть свои средства, отобранные во время революции, и хочет прислужиться еще раз, поспособствовав Камилле в ее намерении выйти замуж за молодого графа де Ресто. Вторая - и центральная - история о старом ростовщике Гобсеке, с которым судьба связала Дервиля. В конце концов, это трагическая история семьи де Ресто. Графиня, отдав все деньги любовнику Максиму де Траю, совершает преступление, чтобы обеспечить своих младших детей, которым старый граф де Ресто не был отцом.

В образе главного героя Бальзак соединил черты реализма (детально описав механизм одалживания денег, количество процентов) и романтизма (одиночество и загадочность богатея - истинно неизвестно, кто он, откуда приехал, где нажил свой огромный капитал; этот персонаж по романтически контрастный - «скряга и философ, создание низкое и создание благородное»).

2. Мини-диспут.

• Согласны ли вы с тем, что за деньги можно купить совесть?

• Насколько наше время, наша мораль отличаются от бальзаковских?

3. Проблемные вопросы.

Учитель. Прокомментируйте приведенные дальше утверждение Гобсека и сделайте выводы.

• «Чтобы осуществить свои прихоти, мы нуждаемся во времени, средствах и усилиях. Так вот, в золоте все это есть в зародыше, и оно все дает в жизни».

• «…Убеждение и мораль - пустые слова. Непоколебимо только одно-единственное чувство, которым наделила нас природа: «инстинкт самосохранения», или «личный интерес»». Из всех земных благ есть только одно, довольно надежное, чтобы человек стремился к нему. Это... золото. В золоте воплощены все человеческие силы».

• «Несчастье научит его (графа де Ресто) знать цену деньгам и людям, мужчинам и женщинам. Пусть поплавает по парижскому морю. А когда станет ловким лоцманом, мы дадим ему корабль».

• «Лучше самому вжимать, чем разрешать, чтобы тебя вжимали другие».

Ожидаемые ответы

• Гобсек — противоречивый человек.

• Гобсек — аморальный человек, одержимый идеей власти над людьми.

• Гобсек имеет большой жизненный опыт, знает психологию людей, иногда поступает честно и умно.

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.

Коллективная работа.

Учитель. Соедините героев с их портретами.

«Создание удивительное, на все пригодное и ни к чему не способное, субъект, который будит в людях страх и пренебрежение, всезнайка и полнейшая невежда, готов сделать доброе дело и совершить преступление, иногда - воплощение самого подспорья, иногда - олицетворение благородства, сорвиголова, больше забрызганный грязью, чем запятнанный кровью, человек, которого могут грызть заботы, но не укоры совести, и который больше беспокоится о своем пищеварении, чем о духовных нуждах, натура внешне страстная, а внутри холодная, как лед».

VII. Домашняя задача.

Подготовиться к анализу образа Гобсека.

VIII. Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение:

Для меня было новым...

Я удивлен (-на), что...

Мне запомнилось...







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Гобсек > Власть золота и ее философия в повести О де Бальзака «Гобсек»