Изображение губительной власти денег в повести «Гобсек» (по одноименному произведению Оноре де Бальзака) 3 вариант - сочинение

Превыше всяких благ для них купон и рента...
В.	Гюго
«Нерв жизни» своего времени, «духовную сущность всего нынешнего общества», одновременно Зло и Божество буржуазного мира Бальзак видел в денежных отношениях, господствовавших над всем. Новое божество, фетиш, кумир—деньги, коверкали человеческие жизни, отнимали детей у родителей, жен у мужей... За отдельными эпизодами новеллы «Гобсек» стоят все эти проблемы.
В центре повествования — фигура ростовщика Гобсека, в котором воплощена сущность денежного общества. Гобсек — сухонький остроносый старикашка, прячущий желтые, как у хорька, глаза без ресниц под большим козырьком потрепанного картуза, с бледным бесстрастным лицом, «точно вылитый из серебра», — олицетворение скупости. Он живет в бедной комнате с жидким ковриком у кровати и окошечком-глазком на входной двери, питается хлебом и кофе с молоком, ходит в поношенном платье, а в кладовой у него гниют горы снеди, сложены кучи золота и серебра, которые он не доверяет банку. Его скупость превратилась в маниакальную страсть, бессмысленное накопительство на пороге смерти приобрело характер безумия. Нищий-богач сохнет и чахнет среди сокровищ. Должники расплачиваются с Гобсеком и деньгами и натурой; они тащат ему столовое серебро и шкатулки с фамильными драгоценностями, корзины со свежей рыбой и паштеты. Он мог бы продать эти припасы какому-нибудь владельцу лавки, но опасается, что тот даст цену меньше рыночной. И припасы гниют. Смрад разложения, мертвые груды добра под замком — и среди них умирающий старикашка, трясущийся над своими сокровищами. Накопление превратилось у Гобсека в самоцель. Алчная страсть сожрала его.
Итог жизни ростовщика достоин его — он умирает одиноким, всеми презираемый, в грязной комнате. Уходит из жизни один из кровососов — уходит, оставляя миллионы, нажитые на слезах и крови.
В новелле немало черт романтической эстетики. Романтическое преувеличение таинственности и могущества Гобсека придает ему характер почти сверхъестественного существа. Бальзак был противником романтических эффектов, но здесь, видимо, хотел показать разрушительную власть денег. А ведь жизнь Гобсека могла сложиться иначе! С тех пор, как мать определила его юнгой на корабль, он прожил большую, полную превратностей и опасностей жизнь: голодал, терпел насилие и жестокость, был пиратом, шпионом, золотоискателем, но всегда и везде им владела неуемная жажда богатства. Ко времени действия новеллы Гобсек —




молчаливый, внешне незаметный старик, который на самом деле является одним из властителей Парижа. Гобсек тайно управлял банками, делами биржи, торговлей, кредитами. Это негласное объединение финансистов оказывается единственной реальной властью Франции. Жизнь Гобсека, вернее ее финал, не могла быть иной. Во всей трагической ситуации Гобсек видит только свое развлечение — никому из людей он не сочувствует, никого не пытается спасти от самоубийства или казни. Жажда золота вытравила в его душе даже родственные чувства: его единственная наследница кончает с собой в невыносимой нужде. С Дервиля он берет грабительские проценты, а семью графа де Ресто оставляет без средств, воспользовавшись фиктивным завещанием и растерянностью графини. У Гобсека существует волчье правило никого не жалеть, никому не помогать, а самому пользоваться тем, что можно взять безвозмездно. Гобсек презирает людей за их неумение пользоваться богатством, за неумение сберечь золото, ибо только оно, по его мнению, дает истинную силу и власть. Перед ним пресмыкаются аристократы, готовы ползать на коленях светские дамы, потому что у него в руках их гнусные секреты, а в кармане векселя. Рассуждения его откровенны и циничны: «Я достаточно богат, чтобы покупать совесть человеческую, управлять всесильными министрами через их фаворитов, начиная с канцелярских служителей и кончая любовницами. Это ли не власть?.. А разве власть и наслаждение не представляют собой сущности вашего нового буржуазного строя?». Бальзак делает окончательный вывод о том, что старик все умел взвесить, учесть, никогда не поступался своей выгодой, но он «не учел» только одного, что накопительство не может быть целью разумной человеческой жизни.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Гобсек > Изображение губительной власти денег в повести «Гобсек» (по одноименному произведению Оноре де Бальзака) 3 вариант