Романтические и реалистические черты неоднозначного образа «философа и скряги» Гобсека - сочинение

Цель: помочь ученикам осознать значение и художественные особенности образа Гобсека; развивать навыки анализа художественных образов, умение сопоставлять литературу и жизнь, высказывать и обосновывать свои мысли; оказывать содействие формированию настоящих ценностей, философского отношения к жизненным проблемам.

Оборудование: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему; карточки с задачами (для 5-ти групп).

Тип урока: формирование умений и навыков.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Образ скряги - это странствующий образ в мировой литературе: Шейлок у Шекспира, скряга у Мольера, скупой рыцарь у Пушкина и др. Образ скупердяя переходит от эпохи к эпохе, из одной страны в другую, имея определенные общие «родительные» черты. А какой же ростовщик у Бальзака? Об этом будет идти речь сегодня на уроке.

III. Объявление темы и цели урока

IV. Актуализация опорных знаний

Литературный диктант (каждый правильный ответ - 1 балл)

1. Почему Дервиль стал близким другом виконтессы де Гранлье? (Помог ей вернуть имение).

2. Благодаря чему Дервиль подружился с Гобсеком? (Соседству и здравомыслящему поведению)

3. К кому Гобсек решил появиться «как мститель, как укоры совести»? (К графине)

4. Какую сумму налогов платит миллионер Гобсек и гордится этим? (Семь франков)

5. Почему Гобсек любил грязнить ковры в богатых домах? (Чтобы дать ощутить когти Неизбежности)

6. Что Дервиль брал взаймы у Гобсека и для чего? (Деньги на куплю адвокатской конторы)

7. Кто является женой Дервиля? (Фанни Мальва)

8. Какое дело поручил граф где Ресто Гобсеку и Дервилю? (Передать его имущество сыну)

9. Что поразило Дервиля в помещении Гобсека? (Богатство, которое гнило).

10. Кому завещал свое богатство Гобсек? (Дочери своей племянницы)

11. О чем думал в последние часы Гобсек, что советовал Дервилю? (Как и где выгоднее продать товары, которые были в его доме).

12. Чему виконтесса де Гранлье отдавала предпочтение во время избрания жениха для Камиллы? (Чести и родовитости).

V. Формирование умений и навыков.

1. Слово учителя.

Имя главного героя повести Бальзака - Гобсек - не является случайным. Оно означает то, что является сущностью героя - «живоглот», «мироед», «сухоглот», и понимать это можно так: Гобсек поглощал, собирал золото, а золото поглощало его.

2. Поисково-исследовательская работа в группах.

Наблюдение за текстом и образом героя

(задача на карточках для групп в классе)

I группа. Находит в тексте портрет Гобсека и отвечает на вопросы:

♦ Каким возникает перед читателем этот герой?

♦ Какие цвета и оттенки использует автор в изображении внешности героя? Почему?

♦ С чем сравнивается внешность Гобсека? Почему?

♦ Какие детали портрета героя являются определяющими?

♦ Как такое описание характеризует героя, показывает отношение к нему автора?

II группа. Находит описание помещения Гобсека, отвечает на вопросы:

♦ На каких деталях помещения сосредоточивается внимание читателя? Почему?

♦ Можно ли по описанию жилья определить уровень достатка героя, его характер, отношение к нему автора?

♦ О чем свидетельствует описание квартиры Гобсека после того, как его не стало?

III группа. Находит упоминания в тексте о семейных взаимоотношениях и отвечает на вопрос:

♦ Что мы знаем о семье Гобсека?

♦ Имеет ли он родственников? Как к ним относится?

• Как это его характеризует?

• Почему Гобсек завещал свое богатство далекой родственнице?

IV группа. Находит в тексте строки, которые освещают характер Гобсека, и отвечает на вопросы:

• Как ростовщик относился к своим клиентам?

• В чем Гобсек находил удовлетворение?

• Как Гобсек относился к большинству аристократов? Почему?

• Почему Гобсек иначе отнесся к Дервилю и Фанни Мальве? О чем это свидетельствует?

• Из чего видно, что в главном герое «сосуществуют двое людей: скряга и философ, создание низкое и создание благородное»?

V группа. Исследует жизненную философию Гобсека и комментирует высказывания:

• «Что такое жизнь? Машина, которую приводят в движение деньги»;

• «Власть и утеха — разве не основы нашего нового общественного порядка?»;

• «Я достаточно богатый, чтобы покупать человеческую совесть»;

• «В золоте сосредоточены все силы человечества»;

• «Счастье или в сильных эмоциях, которые подтачивают нашу жизнь, или в размеренных занятиях»;

• «Лучше самому вжимать, чем разрешать, чтобы тебя вжимали другие»;

• «Я владею миром…а мир не имеет надо мной ни наименьшей власти»;

• «Я читаю в сердцах, от меня ничто не спрячется».

3. Презентация поисково-исследовательской работы в группах

4. Интерактивное упражнение «Круг идей» (обобщение образа Гобсека)

• Смешной в своей жадности.

• романтически-загадочный.

5. Мини-диспут «Богатство, золото в жизни героев Бальзака и в нашей жизни».

Ведущий диспута. В жизни героев повести «Гобсек» золото, богатство играют большую роль. Без них не могут прожить графы и графини из высшего света, не может открыть свою контору адвокат Дервиль и уладить свои дела даже Фанни Мальва.

• Что же тогда означает золото? Неужели Гобсек прав, когда придает ему такое значение?

1-й оппонент. Да, без золота, значительных средств тяжело достичь успеха в обществе как во времена Бальзака, так, наверное, и теперь, в наше время.

2-й оппонент. Речь идет о том, какую роль сыграет золото в жизни человека. Если оно является самоцелью, то имеет губительное влияние, приводит личность к деградации, как это случилось с Гобсеком. Если же средства являются средством для достижения успеха в каком-то полезном деле (и для самого человека, и для общества), то они оказывают содействие развитию личности.

3-й оппонент. Когда нет личного счастья, друзей, взаимности в любви, то мало помогают даже значительные средства. Недаром говорят, что «и богатые тоже плачут» и др.

Ведущий диспута (подытоживает). Наверное, в нашем споре истина находится где-то посредине: каждый человек должен быть обеспеченным й на таком уровне, чтобы иметь возможность гармонично развиваться. Именно богатство ради богатства пользы не приносит.

VI. Домашняя задача.

Для всех: составить устное (или письменное) произведение по темой диспута «Богатство, золото в жизни героев Бальзака и в нашей жизни».

Индивидуальное: подготовить сообщение о жизни и творчестве Ги де Мопассана.

VII. Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение:

• Больше всего мне понравилось (запомнилось)…

• Я хотел (-ла) бы выяснить…

• Гобсек — это…







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Гобсек > Романтические и реалистические черты неоднозначного образа «философа и скряги» Гобсека