Судьбы представителей молодого поколения в творчестве О де Бальзака (по произведениям «Гобсек» и «Отец Горио») - сочинение

Во многих произведениях О. Бальзака ярко нарисованы образы молодых людей, вступающих в жизнь. Эжен Растиньяк, Люсьен де Рюбампре, Давид Сежар, Дервиль, Фанни Мильво — их судьбы складываются по-разному.
В сословном обществе трудно пробиться наверх. Путь туда открыт лишь тем, кто, как Эжен Растиньяк, принимает законы этого общества — аморальность и беспринципность — и действует согласно им. Каторжник Вотрен говорит Растиньяку: «Известно ли вам, как здесь прокладывают себе дорогу?» Блеском гения или искусством подкупать. На этом пути люди руководствуются не человеческими законами, а инстинктами борющихся хищников. Растиньяк поначалу беспомощен, не ориентируется в свете. В «Отце Горио» он еще не потерял порядочности и человечности: его уничтожают деньги, которые дает ему любовница Дельфина Нусинген, он ухаживает за ее отцом, старым Горио, ставшим жертвой своей всепоглощающей страсти — любви к дочерям. Но по мере восхождения по социальной лестнице Растиньяк теряет многое из того, что вызывало в нем, прежнем, симпатию автора. В «Депутате от Арси» он цинично провозглашает: «Абсолютный добродетели не существует, есть только обстоятельства».
По-иному складывается путь другого завоевателя Парижа — Люсьена Шандора, героя романов «Утраченные иллюзии» и «Блеск и нищета куртизанок». Он начинающий поэт, приехал в Париж вместе со своим другом Давидом Сешаром, тоже поэтом. Люсьен пробивает себе дорогу в бульварные журналы и салоны, его увлекает легкая карьера беспринципного журналиста. Небольшой поэтический талант героя в этой среде увядает. Постепенно герой теряет все: Люсьен предает любимую и любящую его Корали, а затем Эстер, губит Сешара и свою сестру Еву, ставших мужем и женой. Он рвется к светской жизни, даже свою фамилию он меняет на фамилию матери — де Рюбампре. Финал этой жизни закономерен: Люсьен кончает самоубийством, увлекая за собой и Вотрена.
Есть, однако, в творчестве Бальзака герои, которые противостоят все разрушающему миру наживы. Это лекарь Бьяншон, верный своему таланту, призванию, в конце концов уезжающий в провинцию, это стряпчий Дервиль, это Фанни Мильво. Симпатии автора всегда на стороне тех, кто зарабатывает деньги честным трудом, следует своим раз и навсегда избранным принципам, не меняет свои взгляды в зависимости от конъюнктуры, сохранил человечность, несмотря на жестокие законы жизни.



Эти герои обычно на втором плане, не на их судьбах акцентируется внимание читателя, да и в жизни такие люди обычно не стремятся на первые роли, у них достаточно ума, чтобы понять, что в этом мире за все надо платить собой, своей честью, своим достоинством. Вот почему Дервиль отказывается от предложения виконтессы де Гранлье, которой он помог вернуть состояние, сделать карьеру в судебном ведомстве под ее покровительством. Дервиль вращается в том мире, где правят деньги, ему самому по роду деятельности приходится оформлять сделки, кредиты и т. д. Но во всей этой грязи он остается чист. Даже Гобсек уважает его за искренность и честность. Бальзак с глубокой симпатией рисует тех, кто трудится и чьи души не запятнаны в мире зла и грязи. С сожалением говорит он о разбитых судьбах, о нравственных потерях на пути к власти, деньгам. Растиньяк и Люсьен — люди одаренные, они могли бы быть по-настоящему полезны обществу, но этого не случилось. Слишком очевидно преимущество денег над тем, что дает талант. Отречение же от своего «я» ведет к полному моральному банкротству.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Гобсек > Судьбы представителей молодого поколения в творчестве О де Бальзака (по произведениям «Гобсек» и «Отец Горио»)