ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС ГОМЕРА - сочинение

Героический эпос Гомера — самый древний эпос Европы, в котором сочетаются древнейшие мифологические представления и реалии бытовой жизни эллинов, предшественников современной цивилизации. Поэмы Гомера — «Илиада» и «Одиссея» — датируются примерно VIII в. до н. э.
«Одиссея» посвящена превратностям человеческой жизни и рассказывает о возвращении домой после успешного разгрома троянцев одного из предводителей ахейского войска — хитроумного Одиссея Лаэртида, царя Итаки. В ней практически нет описаний поединков и сражений, зато множество бытовых деталей, увлекательных приключений и мифологической фантастики.
Память о героическом подвиге древних эллинов, захвативших и разрушивших богатый город после долгой осады, жила в народе долгое время. Этому грандиозному событию посвящена «Илиада» — поэма об осаде Илиона (Трои), в которой принимают участие «... вожди и владыки данаев». Благодаря исследованиям немецкого археолога-самоучки Генриха Шлимана доказана реальная основа гомеровских поэм — многолетняя война между ахейцами и троянцами, жителями города-государства на северо- западном побережье Малой Азии в XIII в. до н. э.
Поскольку каждое племя, каждый остров или город (Беотия, Авлида, Спарта, Платея и др.) имеют в «Илиаде» своих представителей, Гомер говорит:
Всех же бойцов рядовых не могу ни назвать,
ни исчислить,
Если бы десять имел языков я и десять гортаней,
Если б имел неслабеющий голос и медные перси.
Сюжет «Илиады» восходит к мифам о Елене Прекрасной, дочери Леды и Зевса, похищенной у ее мужа Менелая, царя Спарты, сыном троянского владыки Приама Парисом. Первые песни «Илиады», излагающие всю прелюдию Троянской войны (историю яблока раздора, похищение, сборы ахейских героев на битву и первые годы войны) не сохранились.
Поэма начинается с кульминации десятого года безуспешной осады Трои греками — с гнева Ахиллеса. Трагические события войны осложняются еще и постоянным вмешательством богов в ход осады: боги — главные действующие лица «Илиады»; они принимают активное участие в войне, поскольку у каждого и каждой из олимпийцев во враждующих лагерях находятся любимцы. Так и теперь, Аполлон, оскорбленный унижением своего жреца троянца Хриса, насылает на греков чуму:
Сын громовержца и Леты — Феб, царем прогневленный,
Язву на воинство злую навел; погибали народы 
Частые трупов костры непрестанно пылали по стану.
Чтобы отвести гибель от своих людей и союзников, Агамемнону приходится возвратить старцу Хрису его «милую дочь». Но предводитель греков Агамемнон совершает еще один опрометчивый проступок: он ссорится из-за другой пленницы с Ахиллом:
... воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
Ахилл — главный герой ахейцев: по пророчеству, именно его участие в войне обеспечит победу данаям.
Гомер объясняет поступок Ахилла, который отказывается принимать участие в осаде, гневом. Но мы сегодня понимаем, что чувство это сложнее: в нем слились и обида, и гнев, и, наконец, то, что принято называть чертами эпического героя — это особый склад характера, цельность в поступках и мыслях.
В ожесточенных боях гибнут греки; троянцы с помощью богов одерживают победу за победой. Ни гибель товарищей, ни их просьбы:
Грозную гибель, питомец Крониона, близкую видя,
В трепете мы, в неизвестности, наши суда мы избавим,
Или погубим, ежели ты не одеешься в крепость! 
Храбрый, воздвигнись, когда ты желаешь, хоть поздно, ахеян,
Столь утесненных, избавить от ярости полчищ троянских.
Лишь гибель ближайшего друга, юного Патрокла, от руки троянского героя Гектора поднимает Ахилла на бой: мстя за Патрокла, он убивает Гектора на поединке; жестоко издевается над трупом убитого врага. Но и богоравный Ахилл подвержен человеческим чувствам. Он откликается на мольбы престарелого Приама, который просит вернуть ему тело сына для погребения. Ахилл вспоминает собственного отца Пелея: и с ним рядом нет сына, чтобы утешать старость.



Гомер восхищается благородством души героя, который, отступив от мести троянцам, дает им передышку, чтобы оплакать и похоронить павших защитников Трои. «Илиада» заканчивается погребением двух героев-врагов: Патрокла и Гектора. «Илиада» — истинный героический эпос. Все герои поэмы — и греки, и троянцы — бесстрашны, наделены в полной мере мужеством и отвагой, воинским умением. Гомер изображает древних героев с любовью и почтением: ведь они не просто люди, они полубоги по происхождению и равны богам своими подвигами. В «Илиаде» поэт изображает множество образцов героизма; устойчивые эпитеты как один из признаков эпического размеренного и неспешного стиля характеризуют их наиболее выдающиеся качества. Так, например, Гомер в равной мере восхищается и многоумным Одиссеем, и могучим Аяксом Теламонидом, и мудрым старцем Нестором, пастырем гереннским, и бесстрашным конником Диомедом, страшным в битве на колесницах, и храбрым троянцем Энеем, сыном Афродиты, «предводителем троян», и многими другими. Но идеалами являются Ахилл и Гектор. Первый — гроза для врагов, опора и защита друзей; непоколебимый воин и нежный сын. Чувства Ахил ла чисты и полны: он плачет от всего сердца по Патроклу, не забывает нанесенное ему зло, обидчив, как дитя. Но Ахилл прежде всего воин. Другое дело Гектор. Он не просто воин, он защита города и граждан, опора отцу Приаму и матери Гекубе на старости. Он любящий отец и муж. Сцена прощания Андромахи с Гектором, отправляющимся на бой, трогает до слез: маленький сын не узнает отца в шлеме и боевых доспехах, пугается и плачет. Гектор снимает шлем, и ребенок, узнав отца, смеется и тянется к нему. Андромаха задумчива и печальна: она предчувствует горестную судьбу мужа, свою и сына. Гектор — герой, который лишен даже налета героического безумия. Он чувствует свою ответственность за народ, свой город, своих близких. Гектор не отвечает уговорам матери, отца вернуться за городские стены. Он принимает решение сражаться с Ахиллом, взвесив предварительно все возможности: он может уйти и спрятаться за вратами Трои, но это решение не для него — ведь прежде, когда Ахилл только вступил в бой, он так не поступил и погубил безрассудством многих воинов. Идти к Ахиллу с просьбой оставить троянский берег, с обещанием вернуть Менелаю Елену и богатые дары за поруганную честь невозможно: Боги! Каким предаюся я помыслам? Нет, к Ахиллесу Я не пойду как молитель! Нет, теперь не година ... Нам с ним беседовать мирно И принимает решение: Нам же к сражению лучше сойтись! И немедля увидим, Славу кому между нас даровать Олимпиец рассудит! Гектор, оставленный с помощью Аполлона, сражается до последнего вздоха: ему суждено умереть героем в поединке с величайшим героем Греции. Люди не одиноки в огромном мире: мир населен богами, которые во всем подобны людям: они подвержены страданиям и душевным, и телесным (так, раненая Диомедом Афродита страдает от незаживающей язвы); они ссорятся и мирятся между собой. Боги постоянно присутствуют в жизни гомеровских Героев, да и самого поэта. Недаром он постоянно обращается к покровительницам поэтов и поэзии Музам с просьбами дать слов и образов, чтобы описать грандиозные поступки великих героев. Кроме богов, которые стоят за судьбами людей, есть прекрасные вещи. Изготовленные искусными мастерами богов (Гефестом) и людей, они священны. Недаром прекраснейшие страницы гомеровских поэм посвящены описанию оружия, доспехов. Ведь жизнь не только в разрушении и войне; жизнь — это созидание прекрасного. Благодаря особому языку и стилю гомеровского эпоса каждая деталь в нем зрима, красочна. Поэт использует развернутые сравнения, которые не описывают предметы и поступки, но создают эмоциональный фон для их восприятия. Повествование грандиозно: оно медлительно, величественно, как море, которое описано Гомером во множестве состояний: «седое» из-за прибоя, под солнцем и синим небом «фиалковое», «пурпурное» в лучах заката... Эпос Гомера рисует для нас древние идеалы героического и прекрасного с помощью имевшихся тогда в распоряжении поэта средств. Это многочисленные эпитеты, сравнения, монологи персонажей и велеречивые диалоги, которыми воины обмениваются даже в разгар жестокого сражения. Но «великий старец» показывает также благородство и широту человеческой души, огромные возможности людей, мстящих за друзей или защищающих родную землю. И здесь проявляется еще одна, важная с древности, черта героического эпоса: песни Гомера насквозь пронизаны любовью к родной стране, к людям, к окружающему миру.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Гомер > ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС ГОМЕРА