Сочинения > Горе от ума > «Враг дерзости всегда застенчивый стыдливый» (образ Молчалина в комедии А С Грибоедова «Горе от ума»)
«Враг дерзости всегда застенчивый стыдливый» (образ Молчалина в комедии А С Грибоедова «Горе от ума») - сочинение


Образ Молчалина и его роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Почему Софья предпочла Чацкому Молчалина (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»



Когда я прочитал комедию Грибоедова «Горе от ума», мне было о чем подумать. И одной из тем для размышления стал образ Молчалина, этого «жалчейшего созданья», как говорит о нем Чацкий. Но следует ли воспринимать его столь однозначно? Я понял, что не могу вот так, сразу, навесить ярлык на этот персонаж, не попытавшись порассуждать о нем. Мне кажется, что у читателей может сложиться неверное представление о Молчалине, потому что они смотрят на него глазами Чацкого, как говорится, «с его подачи». Но стоит ли так уж ориентироваться на мнение Чацкого, который просто, по определению, не может питать к Молчалину нежных чувств, поскольку ревнует к нему Софью. Чацкий очень эмоционален и своим напором иногда подчиняет себе волю читателей, заставляя их верить даже в то, чего нет на самом деле. Однако мне бы хотелось немного отстраниться от его обличительных монологов в адрес Молчалина и разобраться в том, что он в действительности чувствует по отношению к нему. Мне кажется, что Молчалин вызывает в нем некоторую тревогу, как любое явление, которому трудно найти объяснение. Чацкий не может понять Молчалина, и это беспокоит и настораживает его. Внешне Чацкий как будто уверен в том, что Софья не может увлечься Молчалиным, но на самом деле его одолевают сомнения: «Бог знает, в нем какая тайна скрыта». Чем Молчалин мог покорить Софью — для Чацкого загадка: «Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!..» Он пытается выяснить это у самой Софьи и получает ответ, который его, конечно, не устраивает. Ведь Софья влюблена в Молчалина и, в отличие от Чацкого, который склонен выискивать в нем все самое плохое, говорит о нем только в превосходной степени. В ее представлении Молчалин «не грешен ни в чем», она видит в нем свой идеал рыцаря, о котором она, может быть, мечтала. Софья с готовностью приписывает Молчалину те качества, которые ей хотелось бы видеть в любимом человеке, — скромность, застенчивость, душевную чистоту и любовь к ближнему. Поэтому я не могу согласиться с Чацким, который считает, будто Софья просто рассматривает Молчалина как будущего покорного мужа: Подумайте, всегда вы можете его Беречь, и пеленать, и спосылать за делом. Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей, Высокий идеал московских всех мужей... Каков же Молчалин на самом деле? Разобраться довольно трудно, потому что основная его задача заключается как раз в том, чтобы как можно надежнее скрыть свое лицо под маской. И что интересно, масок у него много — для каждого своя, на любой вкус. Для Фамусова он «деловой», для Софьи — праведник, а вот для Чацкого у него особая роль. Он изображает того, кого Чацкий больше всего хочет в нем видеть, — глупца и подхалима, то есть такого человека, которого Софья полюбить никак не может. И Молчалин эту роль успешно разыгрывает: «В мои лета не должно сметь...», «Ведь надобно ж зависеть от других...» и т. п. Причем создается впечатление, что Молчалин делает это с удовольствием, как будто внутренне смеясь над Чацким, и здесь ему нельзя отказать в остроумии. Мне кажется, что если «умный» Чацкий не понимает Молчалина, то «глупец» Молчалин как раз видит Чацкого насквозь. И Чацкий своими восклицаниями подтверждает, что вполне поверил «откровениям» Молчалина:  С такими чувствами, с такой душою Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!.. Таким образом, Молчалин остался при своих интересах — и тайну сохранил, и удовольствие получил. Критика Чацкого в адрес общества Молчалину приятна, он эту критику сам и провоцирует. «Умеренному и аккуратному» Молчалину в его тайном поединке с московским обществом необходимо сознание собственной правоты, ощущение, что его философия верна и что использовать людей в своих корыстных целях не так уж плохо. Чацкий же своими приговорами всему свету оправдывает эту ущербную философию Молчалина. Ведь если все вокруг так ничтожны и глупы, почему бы не принести их в жертву своим интересам? Молчалин не воспринимает Чацкого как достойного противника, считая его слишком поверхностным и прямолинейным. Вот с Фамусовым и с Софьей ему приходится быть в постоянном напряжении. Услугами Фамусова, который в свое время вытащил его из провинции, Молчалин собирается пользоваться как можно дольше — для этого ему и нужна маска услужливого и делового человека. С Софьей ему приходится довольно трудно, так как он не понимает ее, — настолько она выше, чище и духовнее его. Единственный человек, перед которым Молчалин готов открыть свое истинное лицо, — это Лиза. Спрашивается почему? Наверное, не потому, что Лиза ему нравится и он бы не прочь пофлиртовать с ней (Молчалин слишком расчетлив для этого и не станет из-за какого-то увлечения подвергать риску свои далеко идущие планы). Дело в том, что он ошибочно принимает Лизу за свою. Он замечает в ней те качества, которыми сам обладает: умение притворяться, свободно лгать и играть нужную роль, скрывая то, что есть на самом деле. И хотя Молчалин не может понять, какова Лиза в действительности, ему очень нравится то, как она играет свою роль. Объясняясь с Фамусовым, Лиза «вертелась перед ним... врала», чтобы выручить Софью, и это вызвало у Молчалина восторг. Он ощущает некоторое родство с Лизой и раскрывает перед ней свое истинное лицо. Он, не стесняясь, говорит ей о своем отношении к «плачевной крале» Софье. Собственно, это и становится единственной его ошибкой на том пути, который он избрал. Почему же он так «оплошал»,? Видимо, держать все в себе — дело тяжелое даже для такого человека, как Молчалин. Вот он и нашел, как ему показалось, родственную душу. Прячась под маской светского угодника, Молчалин многого достиг: «три повышенья получил», скопил начальный капитал, стал незаменимым для общества. Конечно, ему не терпится кому-то рассказать об этом, и желательно тому, кто, как ему кажется, должен оценить и поаплодировать ему. Он так увлекается, что даже не замечает язвительных комментариев Лизы и ее возмущенного вопроса: «И вам несовестно?». Молчалин раскрывается и этим выносит себе приговор. Свидетелями его откровений по чистой случайности стали Софья и Чацкий. Дочитав комедию до конца, я пытался ответить на вопрос: вывернется Молчалин из этого, казалось бы, безнадежного положения или нет? Мне почему-то кажется, что вывернется. Ведь Фамусов его не видел, Чацкий тут же уехал, Софья о своем позоре никогда не расскажет, а верная Лиза ее не выдаст. Получается, что Молчалин — не такой уж «жалкий глупец», каким хочет видеть его Чацкий. Интересно, что В. Г. Белинский сказал о нем: «Молчалин... умен как дьявол, когда дело идет о его личных выгодах». Как же могло получиться, что Молчалину так долго удавалось всем морочить голову и, вполне возможно, удастся продолжить свою игру и дальше (конечно, за исключением романа с Софьей)? Я думаю, что у него это не вызовет особого труда, учитывая нравы остальных героев комедии — Фамусова, Скалозуба и многих других представителей «фамусовской Москвы».

Похожие сочинения


Образ Молчалина и его роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Почему Софья предпочла Чацкому Молчалина (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

ТОП 3 популярных


  1. Моя семья сочинение
  2. У войны не женское лицо сочинение
  3. Богомолов Иван сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее