А С ГРИБОЕДОВ «МИЛЬОН ТЕРЗАНИЙ» ЧАЦКОГО - сочинение

Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонким политиком и дипломатом. В русскую литературу А.С. Грибоедов вошел как автор одного произведения. Его комедию «Горе от ума» можно поставить в один ряд с великими творениями А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.H. Толстого. Пьеса Грибоедова была, есть и будет современным и животрепещущим произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут лицемерие, чинопочитание, сплетни, жажда наживы, пока будут живы охотники угождать и прислуживаться.
Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Грибоедов создает целую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и т.д. Они как бы вобрали в себя все отрицательные черты современного им общества, которое традиционно и консервативно. Жизненные устои его таковы, что «учиться надо, на старших глядя», уничтожать вольнодумцев и книги, запретить образование, с покорностью служить лицам, стоящим ступенькой выше, быть благонадежным и приличным в глазах общества.
Но всем этим героям в одиночку противостоит главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву, «из дальних странствий возвратясь», только ради Софьи, своей возлюбленной. И.А. Гончаров писал: «Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связано с
игрой чувства его к Софье». Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильные перемены: Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого. Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попытки вернуть прежнюю Софью терпят полное фиаско. На все пылкие речи и воспоминания Чацкого Софья отвечает: «Ребячество!»
С этого начинается личная драма юноши, которая перестает быть только личной, а перерастает в социальное столкновение свободомыслящего человека и всего фамусовского общества. Главный герой один выступает против армии старых «воинов», начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь, за свои идеалы и за свою любовь. Он сталкивается с самим Фамусовым и спорит с ним по поводу образа и пути жизни. Хозяин дома признает правильность жизни своего дядюшки:
Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам.
Совершенно ясно, что и сам Фамусов не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает Чацкого, требующего «службы делу, а не лицам». Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета, становится в оппозицию к Чацкому. Злословят в его адрес Скалозуб и Репетилов, злословит Софья, злословят безымянные персонажи: г-н Н., г-н Д., 1-я княжна, 2-я княжна и т.д. Любовный и социальный конфликты соединяются, становясь единым клубком противоречий. Для героя личная драма зависит от отношения общества к нему, а общественная осложняется личными отношениями. Это изматывает Чацкого, и в результате для него складывается, по меткому выражению Гончарова, «мильон терзаний».
Состояние неопределенности в жизни приводит Чацкого в неистовство. Если в начале действия он спокоен и уверен в себе:
Нет, нынче свет уж не таков...
Вольнее всякий дышит
И не спешит вписаться в полк шутов,
У покровителей зевать на потолок.
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднесть платок,
То в монологе на балу в доме Фамусова видны неуравновешенность характера, смятение души и ума. Он выставляет себя посмешищем, от него все шарахаются, как от прокаженного. Но одновременно его образ очень трагичен: весь его монолог — следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии. Под тяжестью «мильона терзаний» он ломается, начинает противоречить здравому смыслу. Все это влечет за собой совершенно невероятные слухи о сумасшествии Чацкого. Характерно, что этот слух пускает Софья — этим Грибоедов подчеркивает их полную отчужденность друг от друга. Сплетни кажутся необоснованными, но весь свет говорит о них, а значит, это правда:
С ума сошел, ей кажется, вот на!



Недаром? Стало быть... С чего б взяла она! Чацкий не только не опровергает слухи, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, потом сцену прощания с Софьей и разоблачения Молчалина: Вы правы, из огня тот выйдет невредим, Кто с вами час побыть успеет, подышит воздухом одним, И в ком рассудок уцелеет... Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок, Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету Где оскорбленному есть чувству уголок! Оскорбленный Чацкий уезжает из Москвы, пьеса заканчивается. Образ Чацкого остается незаконченным, рамки пьесы не позволяют Грибоедову до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но кто Чацкий — победитель или побежденный? Очень точно на этот вопрос ответил Гончаров в статье «Мильон терзаний»: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва». Но с уверенностью можно сказать: Чацкий остался убежден в своей правоте. Более того, образ Чацкого стал примером для многих передовых людей того времени.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Горе от ума > А С ГРИБОЕДОВ «МИЛЬОН ТЕРЗАНИЙ» ЧАЦКОГО