Барская Москва в комедии А С Грибоедова «Горе от ума» 2 вариант - сочинение

Комедия «Горе от ума», появившаяся накануне восстания декабристов, произвела, по словам А. С. Пушкина, «неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами». Успех произведения был необыкновенно велик, так как современники в полной мере ощущали социально-политическую актуальность комедии, в которой автор высмеял московское высшее общество, изобразив его зло и карикатурно. Срывая маску внешнего благолепия и благоприличия, Грибоедов представил это общество на суд людской разоблаченным от всех и всяческих украшающих покровов.
Главное действующее лицо пьесы даже не Чацкий, который, безусловно, высказывает дорогие автору мысли, а вся барская Москва, представленная в образах многочисленных гостей, пришедших на званый обед в дом Фамусова.
Здесь, в этом обществе, мы видим сборище ханжей, «знатных негодяев», мелких подлецов и отъявленных мошенников, объединенных круговой порукой, непримиримой враждой к «свободной жизни», культуре и просвещению, к малейшему проявлению независимой мысли и свободного чувства. В этом мире без тени смущения меняют крепостных на борзых собак, не гнушаясь никакими средствами добывают почести и богатства, «разливаются в пирах и в мотовстве», живут по заветам и преданьям «минувшего века» — «века покорности и страха». Мораль этого общества основана на услужливости перед сильными и угнетении слабых, а идеалом человека считается удачливый вельможа, достигший «степеней известных» благодаря своему бесстыдному раболепству и шутовству.
Более всего московское высшее общество характеризует Павел Афанасьевич Фамусов: недаром это общество мы называем «фа- мусовским».
Это — «старинный верный член» Английского клуба, богатый, властный, самовлюбленный самодур, приверженец патриархальных порядков — типичный московский барин. Занимая большой служебный пост, он и к службе относится по-барски, излишне не отягощая себя. «Подписано, так с плеч долой», — таков его обычай. Он не любит и боится Чацкого, чувствуя в нем бунтаря и ниспровергателя старых устоев, которые являются для Фамусова основой благополучия. Защитник самодержавно-крепостнического строя, верный дворянским традициям, он объявляет Чацкого, защищающего право человека свободно выбирать себе занятия, опасным, не признающим властей, и угрожает ему судом. Олицетворяя собой высшее чиновничество, его бездеятельность на службе, чванство и взяточничество, Фамусов, тем не менее, не карикатура, — он имеет яркий характер, обладает здравым смыслом; его суждения — результат жизненного опыта; некоторые характеристики, данные им другим персонажам пьесы, остры и метки. Но Фамусов, каким его создал Грибоедов, все же действительное, ощутимое, живое зло, так как он обладает реальной властью над людьми.
Весьма близок Фамусову Скалозуб — человек, которого можно назвать слепым исполнителем воли вышестоящего начальства, противник любой свободной мысли и просвещения, тупой, бездумный солдафон и карьерист, но карьеризм его преступен — он основан на потерях армии. Этот «хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки», гоняющийся за чинами, орденами и богатой невестой, отражает в пьесе измельчание и опошление военного человека.
Резкими, типическими чертами обладают и все остальные персонажи барской Москвы, выведенные в «Горе от ума».
Перед нами предстают Платон Михайлович Горич — в прошлом приятель Чацкого, а ныне — опустившийся, инертный, попавший «под каблук» жены, внутренне примирившийся с фамусовским миром, человек; княжеское семейство Тугоуховских, где дочери озабочены лишь удачным замужеством, и вместе с матерью помыкают старым отцом; важная московская барыня Хлестова, грубоватая, не привыкшая сдерживаться в словах, стремящаяся повелевать и властвовать, преданная, как и Фамусов, старым устоям и порядкам.
Фамусовское общество не может существовать также без таких людей, как Загорецкий, — светский шулер, мошенник и доносчик, необходимый спутник Фамусовых и Хлестовых. «Лгунишка он, картежник, вор... да мастер услужить», — характеризует его Хлестова, разоблачая тем самым нравственный уровень и свой собственный, и всего своего круга.



Значительное место занимает и Репетилов — «душа» дворянского общества, шут, сплетник, пустозвон, прикрывающийся увлечением либеральными идеями, чтобы иметь возможность «пошуметь» в клубе». Как свой принят в этом мире Молчалин — «безродный» секретарь Фамусова — совершенное ничтожество, человек, который боится произнести лишнее слово, который не смеет «свое суждение иметь», но знает, как дойти «степеней известных» и готов угождать всем, «ведь нынче любят бессловесных». Он обладает, по своему собственному убеждению, двумя талантами — умеренностью и аккуратностью, которые и обеспечивают ему успех. Одним из главных персонажей является Софья — типичная московская барышня, неглупая, но воспитанная не на реальной жизни, а, по тогдашней моде, на французских романах. Наделенная от природы незаурядным умом и другими положительными качествами, она все же полностью принадлежит фамусовскому миру. Галерея типических образов барской Москвы включает в себя и тех, кто в комедии непосредственно не действует, они упоминаются только в характеристиках, которые дают основные персонажи пьесы, но все эти лица имеют очень важное значение для полноты картины московского общества, его обычаев и нравов. В их числе и «черномазенький» завсегдатай всех балов и обедов, и крепостник-театрал, чей «дом зеленью раскрашен в виде рощи», но сам он «толст, его артисты тощи», и влиятельная старуха Татьяна Юрьевна, и нахальный «французик из Бордо»; «а дамы? — сунься кто, попробуй овладей; судьи всему, везде, над ними нет судей», — вплоть до княгини Марьи Алексеевны, блюстительницы общественного мнения в фамусовском мире. Эта галерея колоритных образов типичных представителей барской Москвы, где отсутствует представление о национальной культуре, процветает низкопоклонство перед чинами, перед всем иностранным, где родители воспитывают детей, набирая «полки учителей» «числом поболее, ценою подешевле». Тут процветают сплетни, боятся не дурных поступков, а пересудов: «Грех — не беда», «Как можно против всех!». Фамусовское общество — это реакция, косность, рутина, цинизм, устойчивый, раз и навсегда определенный уклад жизни. Грибоедов точно уловил дух косной среды и мастерски запечатлел тот «особый отпечаток», который лежит на «всем московском». Но в этот затхлый мир, подобно струям освежающей грозы, врывается Чацкий, человек умный и благородный, с его тревогой и мечтами, с «возвышенными мыслями» и передовыми убеждениями — глашатай «свободной жизни» и защитник русской национальной самобытности. Величайшая заслуга А. С. Грибоедова заключается в том, что он запечатлел в « Горе от ума» целую галерею человеческих портретов, которые в совокупности составляют истинный, ничем не приукрашенный отвратительный облик крепостнического общества с его паразитизмом и своекорыстием, чванством и лакейством, мракобесием и нравственным растлением, разоблачив его с могучей сатирической силой. Но в то же время, в образе единственного истинного героя пьесы он отразил и другую сторону действительности — брожение молодых, свежих, прогрессивных сил, подрывающих твердыни самодержавно-крепостнического строя.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Горе от ума > Барская Москва в комедии А С Грибоедова «Горе от ума» 2 вариант