Барская Москва в комедии А С Грибоедова «Горе от ума» I вариант - сочинение

Основной конфликт пьесы А. С. Грибоедова — между старым и новым, «веком нынешним» и «веком минувшим». В доме Фамусова Чацкий сталкивается с косным и консервативным московским обществом. Каким же оно предстает в комедии?
. Для характеристики барской Москвы очень важен образ Фамусова. Он ни на минуту не может забывать о том, что он — отец дочери-невесты, которую необходимо выдать замуж. Достойный зять — вот главная проблема, которая его мучает. Именно поэтому он лебезит перед Скалозубом — будущим генералом, шумно восторгается каждым словом этого откровенного «воина». Лесть, низкопоклонничество по отношению ко всякому, от кого что-то зависит — такова главная линия его поведения. Именно поэтому он так восхищается Максимом Петровичем. Вот его рассуждения о службе: «Подписано, так с плеч долой». Чтобы так служить, не нужно быть особенно умным, и потому Фамусов говорит: «Ученье — вот чума...», «Забрать все книги бы да сжечь».
Эти принципы вполне разделяет Скалозуб. Его ума не хватает даже на то, чтобы освоить основные правила приличного поведения. Он постоянно громогласно острит и хохочет над собственными шутками. Постоянная тема его рассуждений — «многие каналы» для добывания чинов, о счастье в товариществе (это когда товарищи перебиты и ему достаются звания). Таковы военные круги Москвы.
Типичным представителем московского чиновничества является Молчалин. Его цель — «и награжденья брать, и весело пожить». Так же, как и Фамусов со Скалозубом, он видит в своей службе не дело жизни, а способ достижения материального благополучия. Поэтому для него важнее всего быть в ладу со всеми, от кого оно зависит, то есть «угождать всем людям без изъятья».
На бал в доме Фамусова съезжаются представители барской Москвы. Вот чета Горичей. Наталья Дмитриевна — молодая светская дама, недавно вышедшая замуж. Она делает первые шаги, преодолевает негативные ступени светской карьеры: помыкает супругом, руководит его мнениями и «подстраивается к суждениям света».
Затем появляются князья Тугоуховские с шестью дочерьми. Князь, как и Горич, полностью находится под властью супруги и произносит только нечленораздельные междометия. Шесть княгинь так похожи друг на друга, что Грибоедов даже не считает нужным дать им имена.



Точно так же безлики графини Хрюмины (бабушка и внучка). В образе графини-бабушки воплощается итог жизни светской дамы: «Когда-нибудь я с бала да в могилу». Это несчастное существо, едва не рассыпающееся на ходу, — непременный атрибут бальной залы. Ее внучка тоже несчастна, она — озлобленная сплетница. Полноправным членом фамусовского общества является Репе- тилов — злая пародия на тех, кто противостоит «веку минувшему», человек глупый и вздорный. И Загорецкий тоже принят в этом обществе, несмотря на то, что он вор и доносчик («При нем остерегись: переносить горазд, и в карты не садись: продаст»). Характерная черта полупровинциальной Москвы (вторая столица) — «мненье света» определяют бабушки, тетушки, дочки и внучки. Так, Молчалин рекомендует Чацкому искать покровительства у Татьяны Юрьевны. Фамусов ужасается тому, «что будет говорить княгиня Марья Алексевна». Представители барской Москвы — очень разные люди. Они смешны — каждый по-своему. Они страшны — все одинаково — своей глубочайшей безнравственностью.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Горе от ума > Барская Москва в комедии А С Грибоедова «Горе от ума» I вариант