Герои и проблемы комедии А С Грибоедова «Горе от ума» - сочинение

В истории искусства и литературы бывают случаи, когда всего лишь одно произведение делает его автора бессмерт­ным. А.С. Грибоедов навсегда вошел в литературу своей соци­ально-политической комедией «Горе от ума», в которой показа­на духовная жизнь России после Отечественной войны 1812 г., противоречия «века нынешнего» и «века минувшего».

Этические и философские взгляды А.С. Грибоедова отраже­ны уже в названии комедии. Человеку, который думает о разум­ном устройстве общества и не приемлет реакционных взглядов, трудно приходится среди тех, кто понимает ум как «уменье жить».

Основной конфликт произведения разворачивается между Чацким и фамусовским обществом. В нем отразилась борьба двух общественных сил: прогрессивных либеральных дворян и реак­ционных дворян-крепостников.

А.С. Грибоедов сатирически изображает дворянско-чиновни­чью Москву и шире — Россию. При общности многих черт (эгоистические интересы, отсутствие высокой нравственности, низкий уровень образованности, страх перед просвещением) каждый образ воплощает какой-то определенный конкретно­исторический тип.

Фамусов олицетворяет «век минувший». Он — богатый поме­щик и крупный чиновник, который, однако, не отягощает себя службой («что дело, что не дело — подписано, так с плеч до­лой»). Воспринимая службу как собственную вотчину, Фамусов окружил себя родственниками и знакомыми:
При мне служащие чужие очень редки,
Все больше сестрины, свояченицы детки…
Как станешь представлять к крестишку ли,
к местечку, ну как не порадеть родному человеку!

Фамусов — лицемер и ханжа. Идеалом всего окружения Фаму­сова является Максим Петрович, который, несмотря на свои се­дины, несколько раз падал перед императрицей, чтобы повесе­лить ее, чем и заслужил монаршую милость. Фамусов готов отдать дочь замуж за кого угодно, лишь бы был при деньгах и власти. Он видит зятя даже в грубом и невежественном солдафоне Скалозубе, которого Чацкий метко охарактеризовал как «созвездие маневров и мазурки». Скалозуб раскрывает свои мечты:
… чтоб чины добыть, есть многие каналы, …
Мне только бы досталось в генералы.
И, не чувствуя цинизма, радуется, что
Вакансии как раз открыты;
То Старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.

Все фамусовское общество боится просвещения, видя в нем угрозу собственным устоям. Фамусов уверен, что «ученье — вот чума, ученость — вот причина» всех бед; ему вторит княгиня, ругающая педагогический институт и профессоров; Скалозуб хотел бы, чтобы в лицеях и гимназиях учили «по-нашему: раз, два», его «ученостью не обморочишь», а тем, кто ведет фило­софские споры, он «фельдфебеля в Вольтеры» даст. Взгляды этого общества выразил Фамусов:
… Чтобы зло пресечь,
Собрать все книги бы да сжечь.




Молодое поколение представлено в пьесе образами Чацкого, Молчалина, Софьи и Лизы. Это совершенно разные типы моло­дых людей, различающиеся по своим нравственным понятиям. Молчалин воплощает низшую часть чиновничьей России. Его портрет обрисован одной фразой: «вот он на цыпочках и не бо­гат словами». У него два таланта, которыми он гордится, — «уме­ренность и аккуратность». Молчалин из тех, кто достигает карь­еры умением вовремя погладить моську влиятельной дамы, по­играть (умирая от скуки) со старичками в карты. Это подхалим, лицемер, который следует правилу: … В мои лета не должно сметь Свои суждения иметь. Такие Молчалины и поддерживают устои фамусовского об­щества. Один из сложнейших в пьесе — образ Софьи. Как отмечал А.С. Пушкин, «она начертана неясно». Достаточно образованная и умная, она предпочитает Молчалина Чацкому. Не будучи злой и жестокой, причиняет боль другу детства и клевещет на него, объяв­ляя сумасшедшим. Ее поступки противоречивы. Вероятно, это пото­му, что в ее характере некоторые черты (независимость, свобода суждений) сформировались в отрочестве под влиянием Чацкого, но после его отъезда она оказалась во власти консервативного об­щества, воспитавшего в ней свой моральный кодекс. Можно пред­положить, что Софья не любит Молчалина, но создала идеал в сво­ем воображении. Прав Чацкий, когда говорит, что качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему. Объективно Софья тоже оказывается в лагере Фамусовых, защищая его устои. Фамусовскому обществу противостоит Чацкий. Молодой обра­зованный человек после трехлетнего отсутствия возвращается в Москву, движимый романтическим порывом послужить Отечест­ву, «дым которого нам сладок и приятен». Это честный, благород­ный человек с острым умом. Ему больно видеть, что по-прежнему властвует лицемерие, невежество, что в Москве «дома новы, но предрассудки стары». Его патриотическое чувство оскорбляет дух «слепого, рабского, пустого подражанья» всему иноземному, пре­клонение перед пустым «французиком из Бордо». Нравственные понятия Чацкого — независимость, чувство собственного достоинства («служить бы рад, прислуживаться тошно»), принципиальность — находятся в непримиримом про­тиворечии с моралью фамусовского общества. Его монолог «А судьи кто?» — обличение консерватизма «отцов отечества», ко­торые живут по законам XVIII в., «сужденья черпают из забы­тых газет времен Очакова и покоренья Крыма». Они — враги свободы, крепостники, ни во что не ценящие жизнь крестьян, меняющие своих преданных слуг на собак. Чацкий обладает пылким характером, что проявляется и в его романтической любви к Софье, и в его резких оценках окружаю­щих. Образ Чацкого дан в развитии. Он преодолевает сначала со­циально-политические иллюзии, а затем разрушаются и его лю­бовные надежды. По словам И.А. Гончарова, Чацкий испытывает «мильон терзаний», прежде чем «отрезвится сполна». Хотя пьеса написана за год до восстания, но образ Чацкого воплотил многие черты нравственного облика и социальные взгля­ды декабристов. В самой пьесе имеются намеки на то, что Чацкий не одинок в своих взглядах на существующее общество. Это вне­сценические персонажи — двоюродный брат Скалозуба: «чин сле­довал ему,… он службу вдруг оставил», «в деревне книги стал чи­тать»; племянник княгини Тугоуховской князь Федор. Реализм комедии «Горе от ума» выразился в том, что фаму­совское общество побеждает Чацкого, хотя, несомненно, сим­патии драматурга на стороне героя. Но реальные обстоятельства не давали возможности положительной развязки. Комедия «Горе от ума» явилась оригинальным, ярким произве­дением, не утратившим актуальность и сегодня. Необыкновенно живой язык, конкретные и меткие высказывания Чацкого обусло­вили то, что многие строки пьесы стали афоризмами. Иногда, упот­ребляя такие выражения, как «Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, а верится с трудом», «Чтобы детей иметь, кому ума не доставало», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Числом поболее, ценою подешевле», говорящий даже не знает источник крылатого выражения. Эти фразы органично вошли в разговорную речь, став поистине народными. Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова отразила настроения прогрессивного дворянства России первой четверти XIX в.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Горе от ума > Герои и проблемы комедии А С Грибоедова «Горе от ума»