Горе от любви и горе от ума (по комедии А С Грибоедова «Горе от ума») - сочинение

Александр Сергеевич Грибоедов разделял ведущие идеи освободительного движения своего времени и размышлял над вопросами их осуществления и способами борьбы за них, не верил в победу восстания без участия народа. В его пьесе «Горе от ума» поставлены самые жгучие вопросы того времени: положение русского народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, бездумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности. В пьесе отражена смертельная борьба двух миров московского общества накануне восстания декабристов — консервативного поместного и чинов-* ного барства и прогрессивного дворянства. Автор сталкивает две непримиримые идейные позиции — прогрессивные и реакционные. В пьесе ведущая социально-политическая линия, она обрамляет любовную линию.
Основной смысл пьесы — в столкновении ума с глупостью, то есть передовых социально-политических идей с консервативными. В заглавии пьесы — «Горе от ума» — отражено противоречие эпохи кризиса просветительских идей. «Чистый разум», на который возлагали надежды просветители, кажется Грибоедову умозрительной и произвольной конструкцией. Автор понимает, что народ не «предан себе» — отягощен узами рабства и считает, что разбудить эти внутренние силы может вдохновенное правдивое слово, в котором концентрируется «национальный разум». Народ — за сценой комедии Грибоедова, в «уме» писатель видит народное начало: «чтоб умный, бодрый наш народ...».
Темы «ума» (учения, знания, воспитания) так или иначе касаются все действующие лица. Высокая философская нота — у Чацкого, но не у других персонажей. Они смешны: восхваляя «ум» как благонравие, как «умение жить», они постоянно проговариваются и, в конце концов, сводят его к сугубо меркантильным понятиям: «не то на серебре, на золоте едал», «мне только бы досталось в генералы», «барон фон Клотц в министры метил, а я к нему в зятья». Грибоедов размышляет, что есть ум, что разумно, что истинно и показывает две точки зрения: для Чацкого высшая ценность — «ум, алчущий познаний», для точки зрения Фамусова — «ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Подлинному уму фамусовское общество стремится противопоставить другие ценности: Фамусов — устои крепостнического дворянства, Софья — сентиментальную чувствительность, Молчалин — заветы служебной иерархии, Скалозуб — железную дисциплину.
На фоне этих правил стремление Чацкого к «истине самой по себе» превращается в разрушительную силу, направленную на вызов фамусовским нормам. Но вместе с тем, Чацкий начинает понимать странную абстрактность законов «чистого разума», которая беспокоит и отчуждает его от людей его круга, делает его одиноким. Чацкий ощущает, что его «ум с сердцем не в ладу», он все еще надеется на человеческое счастье и понимает, что тает «дым надежд, которые... душу наполняли». Чацкий — в противоречиях. Он говорит умные вещи, но кому?
Чацкий переживает социально-политическую трагедию и личную психологическую драму. Он вошел в дом Фамусовых безоглядно влюбленный в Софью, подругу его юношеских мечтаний, не понимая своей духовной отчужденности от московского барства. Безусловно умная, Софья предпочитает не Чацкого, а Молчалина. Отличаясь независимостью своего поведения, она не дает прямого ответа на вопросы Чацкого. Не жестокая по характеру, она зло клевещет на друга и любимого своих отроческих лет. За три года разлуки, под воздействием среды, Софья во многом изменилась и настолько укрепилась в консервативно-бытовых правилах, что в борьбе фамусовского общества против Чацкого стала активной «интеллектуальной силой». В обиде за Молчалина она решилась на бесчестный поступок — объявила Чацкого сумасшедшим.



Но Софья, по моему мнению, любит не Молчалина, а идеал, созданный ее чувствительным воображением. Ей кажется, что Молчалин — человек доброй души, положительных правил, скромный, тихий, «семейство осчастливит». Чацкий прав, говоря Софье, что «качеств ваших тьму, любуясь им, придали вы ему». Софья интеллектуально намного выше своего отца и всех гостей. Зная цену Скалозубу, она говорит: «Он слова умного не выговорил сроду». Достоинства Софьи вызывают восхищение Чацкого. Уверенный в их взаимной юношеской любви, зная ее незаурядный ум, потому он так долго отказывается верить в симпатию Софьи к Молчалину, в ее переход в лагерь врагов. Совершенно разочарованный в Софье, непримиримо враждебный к ее обществу, он покидает Москву. Всякий шаг и всякое слово Чацкого в пьесе связаны с его чувством к Софье, раздражением от лжи в поступках Софьи, которую он хочет разгадать до конца: весь ум и все силы Чацкого уходят на эту борьбу. «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей», — писал И. А. Гончаров. В своей пьесе «Горе от ума» поэт заглянул далеко за горизонты своей эпохи. Эта пьеса — больше, чем превосходная «картина нравов». Раскрывая внутренний облик персонажей, Грибоедов сосредоточил в основном внимание не на чувствах, переживаниях, а на общественных взглядах героев, на их идеях. Русская реалистическая литература всегда обращалась к коренным вопросам жизни, к тенденции показа социальных типов в их определяющих условиях, и даже сейчас, благодаря высокому художественному мастерству Грибоедова, комедия не теряет своей острой злободневности,






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Горе от ума > Горе от любви и горе от ума (по комедии А С Грибоедова «Горе от ума»)