Комическое и трагическое в комедии А С Грибоедова «Горе от ума» - сочинение

Следуя традициям классицизма, А. С. Грибоедов рассматривал театр не как увеселительное заведение, а как трибуну, с которой автор может быть услышан своими современниками. Драматург хотел, чтобы общество увидело свои пороки, ужаснулось им и посмеялось над ними.
А. С. Грибоедову было важно, чтобы его герои вызывали смех — смех зрителей над теми недостатками и пороками, которые свойственны им самим. «Горе от ума» — это созвездие комедийных типов.
Вот, например, семейство Тугоуховских: чванливая супруга, муж у нее на посылках и шестеро дочерей. Увидев на балу новое лицо, они тут же принимаются за сватовство. Правда, узнав, что Чацкий не богат, тут же ретируются.
Комедию разыгрывают и супруги Горичи. Наталья Дмитриевна превратила своего мужа, отставного военного, в неразумное дитя, о котором необходимо непрерывно заботиться. Платон Михайлович иногда раздражается, но в целом давно уже смирился со своим унизительным положением.
Это, пожалуй, основная комическая тема пьесы — женская власть. Мужчины здесь находятся в странной зависимости от женщин. Они добровольно отдают женщинам свою мужскую привилегию — быть главными, что-то решать. Замечательно формулирует это Чацкий:
Муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей — Высокий идеал московских всех мужей.
Считают ли они ненормальным подобное положение вещей? Нет, они вполне довольны. А женщины командуют не только в своем доме, они раздают чины, определяют общеизвестное мнение. Достаточно вспомнить Татьяну Юрьевну, покровительством которой так гордится Молчалин. Вспомним также финальную реплику Фамусова:



Ах! Боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна! Через всю комедию проходит комический прием «разговора глухих». Применение этого приема вызывает смех, когда беседуют между собой князь Тугоуховский и графиня-бабушка. Но точно так же, не слыша, не понимая друг друга, общаются между собой и другие герои. Например, Софья перечисляет Чацкому достоинства Молчалина и говорит: «Вот я за что его люблю». Но Чацкий не слышит, не понимает: «Шалит, она его не любит». Это непонимание оказывается для героя подлинной трагедией. Он не видит, что его удары падают не столько на фамусовский круг, сколько на Софью, на ее сильное и истинное чувство. Софья родственна ему, она — единственная ценность, из-за которой он вернулся в Москву. Но она же — цена, которую он должен заплатить за свой непримиримый конфликт с обществом. Софья объявила Чацкого сумасшедшим, но ее ситуация не менее трагична. Она натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. Пусть предмет страсти смешон и жалок — это только усугубляет драматизм. Главное, что формирует линию ее поведения, — любовь. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Ее любовь нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Чем ближе к финалу, тем меньше в комедии комического. Трагический монолог произносит Чацкий в конце. С точки зрения эстетики классицизма это непозволительное смешение жанров. С точки зрения читателей нового времени — шаг к эстетике новой, где нет иерархии жанров и ни один жанр не отделен от другого непреодолимой границей.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Горе от ума > Комическое и трагическое в комедии А С Грибоедова «Горе от ума»