Сочинения > Горе от ума > Личная драма Софьи и ее причины
Личная драма Софьи и ее причины - сочинение


Костюмная драма и псевдоромантическая драма
Характеристика Софьи и Молчалина
Причины преступления Раскольникова



А. С. Грибоедов создал бессмертную комедию, образы которой настолько типичны, что вышли далеко за рамки одного произведения. Одним из центральных образов ко­медии является образ Софьи, поскольку он не только объе­диняет многие сюжетные линии, но и влияет на цельность композиции всего произведения.

Мы не очень много знаем о Софье, но этого вполне достаточно, чтобы понять, почему она отвергла достойного человека, а избранником ее стал «жалчайшее созданье» Молчалин.

Софья в доме отца достаточно одинока. Ее мать давно умерла, с отцом у девушки нет теплых отношений и взаи­мопонимания. Всю жизнь Софью окружают чужие люди, а самые доверительные отношения у нее сложились только со служанкой Лизой.

Софья достаточно умна и самостоятельна, но перед ее глазами — множество примеров неблаговидного поведе­ния типичных представителей фамусовского общества, ко­торые не могут не влиять на становление ее характера. Поэтому, хотя Софья и любит читать, но читает она фран­цузские сентиментальные романы. Образы этих романов входят в ее жизнь и во многом определяют ее восприятие окружающих людей, в том числе и Молчалина. Она наде­ляет его выдуманными качествами, не замечая лицемерия, малодушия и трусости. Даже бедность Молчалина превра­щается в Софьиных глазах в преимущество, которое дает ей возможность пожертвовать собой. Таким образом, ка­чества, подчеркивающие ограниченность и ничтожность Молчалина, Софья возводит в ранг совершенства и идеала («уступчив, скромен, тих», «враг дерзости»).

Тот факт, что «дружбу всех он в доме приобрел», стал уважаемым человеком, которому многие доверяют и лю­бят (именно за подхалимство, лесть, низкопоклонство), при­обретает в глазах Софьи особый вес и значение.

Возможно, вначале в сердце девушки не было любви к этому неискреннему и хитрому человеку, но теперь она проснулась и властной рукой определяет поведение Со­фьи. Именно в любви раскрываются многие качества де­вушки, привлекающие наше внимание к ней, интерес и ува­жение, демонстрирующие, что, несмотря на зависимость от фамусовского общества, Софья достаточно незаурядна и самостоятельна, способна и готова бороться и отстаивать свои чувства.


Любимый человек стоит у Софьи превыше всяких ин­тересов, затмевает весь мир:
Молчалин!.. Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!

Ради него девушка готова на самопожертвование, по­скольку, если связь будет открыта, общество и отец их осудят:
Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?
Смешно? — пусть шутят их; досадно? — пусть
бранят.



     
     




Люди, даже близкие, которые каким-то образом неодоб­рительно отзываются о Молчалине, вызывают у Софьи не­приятие, обиду, беспокойство. За «злословие» Чацкого, ког­да-то бывшего ее близким другом, девушка даже готова отомстить, пуская слух о его безумии.

Но вот коварство и лицемерие Молчалина раскрыты, когда он, не подозревая о присутствии Софьи, признается:
Я в Софье Павловне не вижу ничего
Завидного...

Оказывается, что не из высоких чувств и побуждений Молчалин был рядом с Софьей, а из корыстных интересов, возможности продвижения по служебной лестнице:
...любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека...

Эти признания застают врасплох влюбленную девушку, но, разобравшись, что к чему, она не теряет самообладания и готова защищать свои чувства и собственное достоин­ство от предательства Молчалина:
Упреков, жалоб, слез моих
Не смейте ожидать, не стоите вы их...

Софье во всей полноте раскрывается ничтожная душа ее избранника и ее собственные ошибки, но она старается не уронить чести и стойко принимает удары судьбы:
Не продолжайте, я виню себя кругом...

Я думаю, что эта ошибка для Софьи не прошла бесслед­но, ведь то, что произошло, навлекло на голову девушки безудержный гнев отца: «Не быть тебе в Москве, и не жить тебе с людьми». Ей обеспечено осуждение общества, воз­можно, и слухи о грехе и позоре. Но, самое главное, она за своими иллюзорными представлениями не рассмотрела че­стного, порядочного и достойного человека, готового пожертвовать жизнью ради нее. Я сочувствую Софье, но не жалею ее, ведь произошедшее с ней — хоть горький, но опыт, которым она может правильно воспользоваться в дальнейшей жизни.

Похожие сочинения


Костюмная драма и псевдоромантическая драма
Характеристика Софьи и Молчалина
Причины преступления Раскольникова

ТОП 3 популярных


  1. У войны не женское лицо сочинение
  2. Богомолов Иван сочинение
  3. Когда моя мама училась в школе?

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее