👍Сочинение Новаторство драматурга в комедии А С Грибоедова «Горе от ума» Горе от ума
Новаторство драматурга в комедии А С Грибоедова «Горе от ума» - сочинение

1.	Память об иерархии жанров.
2.	Формы сатирической и лирической поэзии.
3.	Открытый финал комедии.
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» открыла новую страничку в русской драматургии. Александр Сергеевич Грибоедов писал некоторые из своих пьес в соавторстве, но ни одна из них не осталась в памяти читательской аудитории. А вот пьеса «Горе от ума» стала очень популярна. Как писали современники, слухи о комедии проникли в общество, и Грибоедов «волею и неволею читал ее во многих до 
мах». Когда же Грибоедов приехал в Петербург, там он уже был широко известен как автор комедии «Горе от ума». «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет», — извещал .он С. Н. Бегичева.
Если посмотреть на фигуру Грибоедова как автора, то он известен только одной своей комедией. Драматург тщательно обрабатывал каждый свой стих. Поэтому, наверное, многие строки стали крылатыми словами и выражениями. Так почему же только это произведение стало настолько популярным, что и спустя время его не только читают, но и перечитывают не раз. Дело здесь не только в обращении к общечеловеческим принципам, что ставятся в центре сюжета, но и в новом подходе к драматическому тексту. Тщательная работа ведет драматурга к открытию новых форм воплощения жизни и действительности на сцене.
Во времена написания комедии еще действовала иерархия жанров. Вспомним, что комедия принадлежала к низшим жанрам. II соответственно она не могла затрагивать «серьезные» темы. Однако все же высокий трагедийный стиль лег в основу грибоедовской комедии. По мнению Ю.
Н.	Борисова, комедия через стихотворный строй речи прикасалась к стилю трагедии. Получается, что два новых компонента (трагедийный стиль и стихотворный строй), которые использует Грибоедов в своем произведении, словно повышают комедию в системе иерархии жанров. Созданное драматургом произведение поднимается на высшую ступень, чего никак не могло быть в жесткой системе иерархии жанров эпохи классицизма.
Ю. Н. Борисов отмечает и другие «изюминки» нового произведения: «Стихотворная комедия XVIII в. жадно впитывала в себя элементы других жанров, и не только родственных ей драматургических форм, но и малые формы сатирической и лирической поэзии». Все эти направления можно обнаружить в комедии «Горе от ума». Сатира «звучит» в известном монологе Чацкого «А судьи кто?» Ведь нельзя же сказать, что здесь есть хоть доля иронии, злой или насмешливой: «Тот Нестор негодяев знатных, / Толпою окруженный слуг; / Усердствуя, они в часы вина и драки / И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг / На них он выменял борзые три собаки!!!»



В то же время в произведении встречаются лирические элементы. Их нельзя назвать лирическими отступлениями, так как лирика проявляется в самом повествовании, особенно ярко — во «сне» Софии: «Цветистый луг; и я искала / Траву / Какую-то, не вспомню наяву. / Вдруг милый человек, один их тех, кого мы / Увидим — будто век знакомы, / Явился тут со мной; и вкрадчив и умен, / Но робок...» Новизна комедии проявляется и в открытом финале. Это совершенно не говорит о том, что раньше в драматургии такого не было или не могло быть. Только Грибоедов расставляет в понятии «открытый финал» другие акценты. На это обращает внимание Ю. Н. Борисов: «Разрешимость конфликта теперь не зависит от доброй воли положительного героя...» Положительным героем в данном произведении является Чацкий. Он пытается с помощью слов, действий хотя бы открыть людям глаза на тот мир, в котором они живут. Каких-либо активных действий он не предпринимает, наоборот, он бежит от проблем. И знаменитая фраза «Карету мне, карету» лишь подтверждает его беспомощность в данном случае. Но критик отмечает, что эта ситуация является ярким показателем того времени. «...Более того, в существующих реально и воплотившихся в комедии исторических условиях конфликт этот неразрешим». Такое стремление исправить И положение, и получившийся итог создают в произведении трагическую тональность. Она выражается словесно именно в конце произведения, в открытом финале: «Вы правы: из огня тот выйдет невредим, / Кто с вами день побыть успеет, / Подышит воздухом одним /Ив нем рассудок уцелеет». Но даже эти последние слова «отчаявшегося героя» разбились о глухую стену непонимания: «Безумный! Что он тут за чепуху молол! / Низкопоклонник! Тесть! И про Москву так грозно!» Одно из центральных мест комедии принадлежит любовной интриге. И в этом традиционном любовном треугольнике Грибоедов находит новое содержание. Это отмечает в своих наблюдениях над произведением Ю. Н. Борисов: «Героиня обязательно влюблена в добродетельного с точки зрения автора героя, и развитие интриги заключается в преодолении препятствий на пути влюбленных к счастью. У Грибоедова традиционная ситуация перевернута». В пьесе главная героиня выбирает «отрицательного персонажа» — Молчалина. Он становится эталоном для влюбленной Софьи. Наверное, его кредо — «В мои лета не должно сметь / Свое суждение иметь» — вполне устраивает девушку. Возможно, из-за обиды она не принимает во внимание слова Чацкого. Однако София вполне сознательно объявляет его сумасшедшим. Таким образом, главная героиня не то чтобы выбирает отрицательного персонажа, она еще и устраняет сама положительного. Об этом пишет критик: «Самый “нетрадиционный” участник драмы — Молчалин. Он антипод Чацкого, на стороне которого нравственное и интеллектуальное превосходство, явная симпатия автора». Еще один из элементов новизны комедии Грибоедова — непреднамеренность развязки. Как правило, в пьесах концовка была обусловлена всем ходом пьесы. И поэтому достаточно легко было определить «кто победил», а «кто проиграл». Верно отмечает Ю. Н. Борисов, что «финал “Горе от ума” не снимает противоречие между Чацким и фамусовским миром, но выражает высшую степень обострения этого противоречия». Ведь в данном случае бегство действительно ничего не решает. Каждая из сторон остается при своем мнении. И получается, что столкновение не приносит ни положительного, ни отрицательного результата. Все нововведения драматурга делают его пьесу очень не однозначной как по структуре, так и по содержанию. Возможно, что именно поэтому она становится новой ступенью в развитии комедийного искусства. Сценические мысли и слова драматурга определили границы развития жанра и направили пытливые писательские умы к покорению новых вершин драматургического искусства.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Горе от ума > Новаторство драматурга в комедии А С Грибоедова «Горе от ума»