СТОЛКНОВЕНИЕ «ВЕКА НЫНЕШНЕГО» И «ВЕКА МИНУВШЕГО» В КОМЕДИИ А С ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» - сочинение

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» — одно из самых замечательных произведений русской литературы XIX в. К сожалению, автор не оставил точных указаний о начале работы над комедией. Некоторые исследователи называют и 1816, и 1813, и 1821 гг. Документально известно лишь время, когда работа над произведением была закончена, — 1824 г. Точная датировка пьесы важна только исследователям, а читателю необходимо знать эпоху создания произведения и историческую ситуацию в стране в тот момент. Комедия «Горе от ума» дает общую картину всей русской жизни 10-20-х гг. XIX в., воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России между двумя лагерями: передовыми, революционно настроенными людьми, и крепостниками, оплотом старины.
Фамусовскому обществу, твердо хранившему традиции «века минувшего», в комедии противопоставлен Александр Андреевич Чацкий. Это передовой человек «века нынешнего», точнее, того времени, когда после Отечественной войны 1812 года, обострившей самосознание всех слоев общества России того времени, стали возникать и развиваться тайные революционные кружки, политические общества. Не случайно, что современники драматурга восприняли Чацкого как выразителя идей декабризма. И.А. Гончаров так говорил об этом образе: «Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которого не было комедии, а была бы, пожалуй, карти 
на нравов». Нельзя не согласиться с Гончаровым в том, что фигура Чацкого определяет конфликт комедии — конфликт двух эпох.
Образ Чацкого в литературе 20-х гг. XIX в. — это типичный образ «нового» человека, положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души. Столкновение Чацкого — человека с волевым характером, цельного в своих мыслях и чувствах, борца за справедливость и свободу — с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого: крушением его надежд на счастье в любви. Когда Чацкий понимает, что Софья предпочла ему другого, его высказывания против существующих устоев общества становятся все более резкими.
Комедия «Горе от ума» построена так, что о «веке нынешнем», об идеях социально-политических преобразований говорит лишь Чацкий. Он тот «новый человек», который несет в себе «дух времени»; идею жизни, цель которой — свобода. Главный мотив всех выступлений Чацкого и всего произведения — свобода каждой личности.
«Век минувший» же в комедии представлен рядом ярких типов. Это и Фамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин, и Лиза, и Софья. Одним словом, их большинство. Прежде всего выделяется фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего общее уважение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел, радушный хозяин. С другой стороны, автор показывает, что Фамусов — убежденный консерватор, яростный противник просвещения. «Собрать все книги бы да сжечь!» — восклицает он.
Если Фамусов — защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говорит о крепостниках и крепостном праве. В монологе «А судьи кто?» он гневно выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества. Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков золотого екатерининского века, «века покорности и страха — века лести и спеси». Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и «охотник поподличать», а независимая, свободная личность, чуждая рабской униженности перед вышестоящими.
Различия представителей «века нынешнего» и «века минувшего» ярко проявляются в их отношении к службе. Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматривают службу как источник личных выгод и обогащения, службу лицам, а не делу, то Чацкий уходит со службы, разрывает связи с министрами именно потому, что он желал бы служить делу и своей стране, а не лакействовать перед начальством. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — говорит он свои знаменитые слова. Чацкий защищает право служить просвещению, науке, образованию, но это трудно сделать в условиях самодержавно-крепостнического строя.
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;



Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, Они тотчас: разбой! пожар! И прослывет у них мечтателем опасным... Под этими молодыми людьми разумеются такие люди, как Чацкий, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской, «химик и ботаник» — представители «века нынешнего». Если фамусовское общество расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то они ценят человека за его ум, образованность, его нравственные и моральные качества. Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего — «что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!». Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Он спрашивает Молчалина: «Зачем же мнения чужие только святы?» Чацкий резко выступает против произвола, деспотизма, против лести, лицемерия, против пустоты тех жизненных интересов, которыми живут консервативные круги дворянства. Нравственные качества его выявляются в подборе слов, в построении фразы, интонациях. Речь этого литературного героя — это речь высокообразованного человека, оратора, прекрасно владеющего словом и способного убеждать. По мере обострения его борьбы с фамусовским обществом речь Чацкого все больше окрашивается едкой иронией и сарказмом. В.Г. Белинский писал: «Какая убийственная сила сарказма, какая едкость иронии, какой пафос в лирических излияниях раздраженного чувства... Какие типические характеры; какой язык, какой стих — энергический, сжатый, молниеносный, чисто русский! Удивительно ли, что стихи Грибоедова обратились в поговорки и пословицы и разносились между образованными людьми по всем концам земли русской!». Очень интересен еще один персонаж комедии — Репетилов. Он совершенно беспринципный человек, «пустомеля», но он единственный, кто считает Чацкого «высоким умом» и не верит в его сумасшествие. Именно он назвал всех фамусовских гостей «химерами» и «дичью». Таким образом, Репетилов хоть на одну маленькую ступеньку, но оказался выше фамусовского общества. Грибоедов постоянно противопоставляет Чацкого и фамусовское общество, они отличаются во всем: в манере одеваться, говорить, в умении вести себя в обществе, во взглядах на жизнь и развитие общества и т.д. Это столкновение тем острее и драматичнее, что Фамусов был воспитателем Чацкого в детстве. Фамусов не может простить Чацкому, что он презрел заветы отцов, а молодой вольнодумец не может принять его консервативный образ жизни. Противоречие становится неразрешимым — это борьба до последнего вздоха. В конце комедии Чацкий оказывается сломлен всеобщей травлей и уезжает «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов», чтобы собрать силы для новой борьбы. Но и фамусовское общество не торжествует, потому что Чацкий нанес ему смертельный удар, показал другим молодым людям, что «век минувший» не вечен, что с ним можно и нужно бороться. Дальнейшие скитания Чацкого не изображены в комедии, но, на мой взгляд, его судьба предрешена. Скорее всего Чацкий оказался среди тех, кто вышел 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Горе от ума > СТОЛКНОВЕНИЕ «ВЕКА НЫНЕШНЕГО» И «ВЕКА МИНУВШЕГО» В КОМЕДИИ А С ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»