Сочинения > Горе от ума > Фамусовская Москва в комедии А С Грибоедова «Горе от ума» (Первый вариант)
Фамусовская Москва в комедии А С Грибоедова «Горе от ума» (Первый вариант) - сочинение


Фамусовская Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (Второй вариант)
Барская Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» 2 вариант
Барская Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» I вариант


Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

А. С. Грибоедов. Горе от ума

Литературная деятельность А. С. Грибоедова была го­раздо шире, чем написание одной только комедии «Горе от ума», но все же в памяти многих поколений он остался автором одного произведения, создателем одного шедевра. И дело даже не в том, что комедия имела потрясающий, выдающийся успех среди современников автора — она пе­реросла свой век и не потеряла своего значения даже в наши дни.

Фамусовы, скалозубы, молчалины и сегодня встречают­ся гораздо чаще, чем Чацкие. Чем же живут эти люди, к чему стремятся? Идеалом человека для всего «цвета» Мос­квы является не тот, кто стремлением к познанию и упор­ным трудом добивается достижения целей. Нет, здесь в почете совсем другие качества. Вот кто является приме­ром:
Он не то на серебре,
На золоте едал, сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом.

Женщины в Москве тоже могли занимать влиятельное положение и пользоваться всеобщим уважением. Вот, на­пример, Татьяна Юрьевна:
Балы дает нельзя богаче,
От Рождества и до поста,
И летом праздник и на даче.

В мире представителей фамусовского общества ценны­ми считаются не настоящие достоинства человека, а день­ги и власть, здесь откровенно охотятся за богатством, чи­нами, положением в обществе. «Теплые» места здесь дер­жат не для людей с истинными заслугами и талантами, а для друзей и родных:
Как станешь представлять к крестишку ли,
к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!..

Татьяна Юрьевна, например, славится не только бала­ми, но и связями. Все хотят поддерживать с ней добрые отношения, поскольку:
Чиновные и должностные
Все ей друзья и все родные.

Лесть, лицемерие, низкопоклонство среди этих людей откровенно превозносятся в ранг добродетелей. Разными путями тут идут к успеху, поднимаются по служебной ле­стнице, но все эти дороги — унизительные и оскорбитель­ные, неприемлемые для честного и порядочного человека.

Вот, например, Скалозуб. Добиваясь генеральского чина, он движется по служебной лестнице по головам товари­щей, радуясь их неудачам и даже гибели:
Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты;
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.

Еще один способ делания карьеры — лесть, подхалим­ство, низкопоклонничество перед вышестоящими. Таков был дядя Фамусова, Максим Петрович, который добился места при дворе и высочайшего расположения не личными качествами и талантами, а тем, что



     
     



Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб.

С помощью услужливости всем, даже «собаке дворника, чтоб ласкова была», делает карьеру в доме Фамусова и Молчалин:

Там моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрет!

Лучше всего раскрываются все нелицеприятные каче­ства «друзей» и «близких» Фамусова во время бала, где мы оцениваем их не только с точки зрения Чацкого, но и с их позиций относительно друг друга. Графиня-внучка очень язвительно и точно охарактеризовала общество, собравше­еся на торжество:
...Ну Фамусов! Умел гостей назвать!
Какие то уроды с того света,
И не с кем говорить, и не с кем танцевать.

Мы видим мелкие душонки этих людей: тупоумных сплетников, чванливых и праздных болтунов. Для Чацко­го они сливаются в «мучителей толпу»:
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простяков.
Старух зловещих, стариков.
Дряхлеющих над выдумками, вздором.

Эти люди презирают и ненавидят друг друга, считая лишь себя умными и хорошими. Но на их лицах — лице­мерные улыбки и слова восторгов.

Враги просвещения, не имеющие собственных мыслей, а придерживающиеся общественного мнения, считающие, что «грех не беда, молва не хороша», эти нравственные убоже­ства сплачивает в единое целое лишь одно — непримири­мая ненависть и злоба к новому свободному образу мыс­лей, независимости суждений, уму Чацкого. В просвеще­нии, учености видят эти люди угрозу своему теплому, при­вычному, душному мирку:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда.
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Очень простой выход в борьбе с этим «злом» находит Фамусов:
Забрать все книги бы, да сжечь.

Кичась своей любовью к родному городу («едва другая сыщется столица, как Москва»), своей стране, эти «патрио­ты» пытаются сделать вид, что им чуждо и неприятно засилье иностранщины в Москве:
А все Кузнецкий мост и вечные французы,
Откуда моды к нам и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!

А что же мы видим на самом деле? «Тоску и оханье, и стон» по Франции, книги — французские романы, песни — французские романсы, воспитатели — французские гувер­нантки. И так во всем:
Дверь отперта для званых и незваных,
Особенно для иностранных.

Таким образом, комедия затронула множество «вечных» тем и вопросов, некоторые из которых не решены до сегод­няшнего дня. Вследствие этого комедия не утратила своей актуальности и злободневности даже в наше время. Под­бирая забавные и красноречивые фамилии для своих геро­ев (Скалозуб, Молчалин, Тугоуховская, Хлёстова), Грибое­дов помогает нам не только посмеяться над ними, но и задуматься над этими образами, чтобы не пропустить их в жизни и верно отреагировать на их нравственное и мо­ральное убожество.


Похожие сочинения


Фамусовская Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (Второй вариант)
Барская Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» 2 вариант
Барская Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» I вариант

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее