Сочинения > Горе от ума > Чацкий и Молчалин разные представители молодого поколения (по комедии А С Грибоедова «Горе от ума»)
Чацкий и Молчалин разные представители молодого поколения (по комедии А С Грибоедова «Горе от ума») - сочинение


Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Чацкий и Молчалин в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
ЧЕЛОВЕК ИЗ ЧУЛАНЧИКА. МОЛЧАЛИН (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)


Блажен не тот, кто всех умнее —
Ах, нет! Он часто всех грустнее, —
Но тот, кто, будучи глупцом,
Себя считает мудрецом!..
Н. Карамзин
Комедия «Горе от ума» занимает особое место в ряду выдающихся произведений первой половины XIX века. Она, по словам И. А. Гончарова, «держится особняком в литературе и отличается от других произведений слова моложавостью и более крепкой живучестью», так как А. С. Грибоедов сумел показать не только время, в которое он жил, но и создал незабываемые образы, интересные и современному читателю. Сила его писательского таланта ярко проявилась в том, что каждый персонаж его произведения, являя собой типичный образ, наделен в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Его герои не отвлеченные образы, а сложные и противоречивые натуры, как сложны и противоречивы реальные люди.
Александр Андреевич Чацкий — это молодой дворянин, человек умный, образованный. Мы узнаем, что он занимался литературной работой, состоял на военной службе, имел связи с министрами, три года провел за границей. Пребывание за границей обогатило его новыми впечатлениями, расширило кругозор, однако он не стал поклонником всего иностранного, что типично для фамусовского общества. От низкопоклонства Чацкого удерживают присущие ему подлинный патриотизм, любовь к своему народу. В нем развито критическое отношение к окружающей действительности, чувство личного и национального достоинства, ему присуща независимость взглядов и суждений. Он считает, что ум, человечность, прямота — вот оружие, единственно достойное настоящего человека.
Нас покоряет человеческое обаяние Чацкого: искренность, душевная открытость, доверчивость, способность полностью отдаваться своим чувствам. И рядом с этим человеком — зло, будничное и живучее, которое встретило его по возвращении в Москву. Он увидел, что ничего не изменилось в жизни дворянского общества, нашел ту же пошлость и пустоту, которые присутствовали и в прежние годы, тот же дух нравственного угнетения и подавления личности. Поэтому столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. И это столкновение постепенно принимает все более ожесточенный характер, кроме того, оно осложняется еще и личной драмой Чацкого — рушатся его надежды на личное счастье. Софья, которую Чацкий любит искренне и серьезно, видя в ней будущую жену, не может ответить на его чувства. Она, обладая несомненными достоинствами, всей душой принадлежит фамусовскому миру, а Чацкий вступает с этим миром и его устоями в конфликт.
Этот конфликт, стоящий в центре комедии, — конфликт между «одним здравомыслящим человеком» и консервативным большинством, отражающий противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим», — наиболее резко проступает в сравнении Чацкого с Молчалиным. Они ровесники, и тем острее контраст между ними.
Скудость духа и умение поудобнее устраиваться в жизни, нетерпимость ко всему свежему и непривычному — таковы основные черты всех представителей фамусовского общества. А Молчалин по всем свойствам характера принадлежит к этому обществу: более того, он прямое его порождение. С первого же появления на сцене он кажется нам совершенным ничтожеством. «Услужлив, скромненький, в лице румянец есть...ума в нем только мало...», — характеризует его Чацкий. Молчалин охотно угождает всем, не смеет «своего сужденья иметь». «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь. Ведь надобно ж зависеть от других... в чинах мы небольших», — считает он.
Для Чацкого же такая рабская мораль неприемлема. «Зачем же мнения чужие только святы?» — иронично спрашивает он Молчалина. Сам Чацкий привык иметь и высказывать собственное мнение.
Молчалин своими главными талантами считает «умеренность и аккуратность», которые обеспечивают его настоящие и будущие успехи. Он обладает и другими «чудеснейшими свойствами», за которые его так любит Софья, да и другие в фамусовском обществе: «...уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокойства, и на душе проступков никаких, чужих и вкривь и вкось не рубит...». Очень точную характеристику дал ему Н. В. Гоголь: «Молчалин... замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди...».
Молчалин полностью олицетворяет мораль «минувшего века» — «века покорности и страха», основанную на пресмыкательстве перед сильными и на угнетении и унижении слабых. Идеалом человека считает удачливого вельможу, достигшего «степеней известных» благодаря своему раболепству. Вся «лакейская» философия жизни этого чинуши и подхалима, не смеющего «свое суждение иметь», наилучшим образом раскрывается в его знаменитом признании:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить,



     
     



Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником. Например, умение подслужиться к влиятельным лицам: он пользуется покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, самого Фамусова. Он на службу смотрит как на средство сделать карьеру, и Чацкому предлагает то же: «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?»
Сам он так и делает. Три года служит, и уже успел «три награжденья получить». Но Чацкий придерживается других правил:
Когда в делах — я от веселья прячусь,
Когда дурачиться — дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
Полная неразборчивость в средствах для достижения цели и отсутствие всяких нравственных правил — отличительные качества Молчалина. Даже на отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни. «Любовника я принимаю вид, — говорит он, — в угодность дочери такого человека... который кормит и поит, а иногда и чином подарит...» Изображая влюбленность, он жалок и смешон: «...возьмет он руку, к сердцу жмет, из глубины души вздохнет. Ни слова вольного, и так вся ночь проходит, рука с рукой...». Даже горничная Лиза не может удержаться от смеха, она-то знает, какова душа и «вольное» слово Молчалина. А когда Софья с пафосом объясняет Молчалину, на что она готова ради любимого, он пугается и своим испугом дает ей понять, что вовсе не желает ее жертв, а опасается только одного — злых языков, которые для него «страшнее пистолета», да как бы Фамусов не узнал об их отношениях. Когда же раскрывается его лицемерие по отношению к Софье, он униженно ползает перед ней на коленях, вымаливая прощение, ведь может пострадать его карьера. Чацкого же возмущает общая жизненная позиция, практицизм и приспособленчество, возводимые Молчалиным в принцип и принимаемые в дворянском обществе.
Перед нами два молодых человека одной эпохи, понимающие жизнь и свое место в ней совершенно по-разному. Чацкий умен, образован, но простодушен, наивен, начисто лишен лицемерия и практицизма, а Молчалин ограничен, но ловок и хитер, знает, как добиться успеха и занять «теплое местечко». Один серьезно готовится к полезной деятельности и мечтает о возвышенной любви, о праве человека свободно мыслить и выбирать занятие по душе, а другой ищет лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Первый открыто высказывает свои мысли и чувства, не боясь осуждения и порицания, а второй заискивает, лебезит, но в душе дурно относится к людям.
Кого же предпочтет фамусовское общество? Конечно, Молчалина. К сожалению, «молчалины блаженствуют на свете!», и потому Чацкому остается только отступить, унося в груди «мильон терзаний».
В этих двух образах комедии Грибоедов отразил свое понимание объективной правды жизни, свое понимание закономерностей исторического развития. В образе Молчалина он представил исключительно выразительный обобщенный тип подлеца и циника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до «степеней известных», А в образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал «нового человека», воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры.



Похожие сочинения


Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Чацкий и Молчалин в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
ЧЕЛОВЕК ИЗ ЧУЛАНЧИКА. МОЛЧАЛИН (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее