Что разделяет Чацкого и фамусовскую Москву в комедии А С Грибоедова «Горе от ума» 2 вариант - сочинение

Главный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» — Чацкий — представитель «века нынешнего», новая личность, выразитель прогрессивных идей времени. Его мнение по всем основным общественно-политическим и нравственным вопросам противопоставлено мнениям окружающих его людей — представителей фамусовской Москвы.
Самый главный, пожалуй, вопрос того времени — вопрос об отношении к крепостному праву. В своем монологе Чацкий вспоминает о крепостном театре, актеры которого «распроданы поодиночке», о «Несторе негодяев знатных» обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак. То, что для Чацкого — предмет возмущения, для представителей фамусовской Москвы — норма.
Жизненный обиход светского общества того времени был во многом вторичным, заимствованным из Франции. Отношение Чацкого к этому факту — критическое, больше всего на свете он хочет «...чтоб истребил господь нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья». Для Чацкого дорого национальное своеобразие и единство в российском обществе:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод!
Чтоб умный, добрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев.
Нормой жизни фамусовского общества является чинопочитание и подхалимство. Уже в первом действии Фамусов восхищается Максимом Петровичем, который «сгибался вперегиб» перед сильными мира сего. Сам Фамусов лебезит перед Скалозубом в надежде, что тот женится на его дочери. Для Чацкого ситуация нестерпима, он возмущается:
Кому нужда, тем спесь; лежи они в пыли,
А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели...
В таком обществе не нужно быть умным и образованным для того, чтобы добиться успеха, «дойти до степеней известных». Знания, ум здесь никому не нужны. «Ученостью меня не обморочить», — говорит Скалозуб. А Фамусов совершенно серьезно говорит о том, что знания — причина безумия Чацкого и не только его:
Ученье, — вот чума, ученость — вот причина,



Что нынче пуще, чем когда Безумных развелось людей, и дел, и мнений. Чацкий наделен «алчущим познаний» умом, «славно пишет, переводит», отличается глубокими знаниями и свободомыслием. Чацкий выделяется также из среды московской знати своим отношением к общественному мнению. Он непосредствен в своих поступках, ему совершенно все равно, что о нем подумают. Он говорит правду в лицо, не заботясь о впечатлении, которое производит. Об окружающих же он говорит: Да и кому в Москве не затыкали рты Обеды, ужины и танцы, Каждый из них озабочен тем, «что будет говорить княгиня Марья Алексевна». Чацкий стремится «служить», а не «прислуживаться», служить «делу», а не «лицам», его «связь с министрами» и дальнейший разрыв — намек на желание прогрессивно мыслящих людей преобразовать общество мирным путем. Его поездка за границу была, очевидно, связана не только с «поисками», но и со стремлением обрести единомышленников в своем деле. Но в Москве Чацкий совершенно одинок. Непримиримость конфликта Чацкого с фамусовским обществом ставит его в трагическую ситуацию. По замечанию И. А. Гончарова, его роль «страдательная»: в одно и то же время он «передовой воин», «застрельщик», и при этом «всегда жертва».






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Горе от ума > Что разделяет Чацкого и фамусовскую Москву в комедии А С Грибоедова «Горе от ума» 2 вариант