Как понимает свободу герой ранних романтических рассказов М Горького - сочинение

Свобода — одно из ключевых понятий творчества Горького. Она принадлежит к числу тех непререкаемых истин и неизменных идеалов, ради которых, собственно, и писал Горький. У него нет ни одного рассказа, написанного для того лишь, чтобы отточить свое литературное мастерство. Во всех его произведениях, в том числе в ранних рассказах, важна идея.
Ни один рассказ не иллюстрирует понимание свободы с такой наглядностью, как «Песня о Соколе», где противопоставлены
философия Ужа и Сокола, раба и свободной личности. Уж практичен и благонамерен. Его даже нельзя осуждать, он вовсе не отрицательный герой. Он искренне недоумевает, зачем нужно стремиться в пустое небо, если там нет главных условий благополучного существования: пищи, тепла, дома. Более того — Уж честно пробует взлететь. Не его вина, что «рожденный ползать — летать не может». И он приходит к единственно доступному для него выводу о том, что прелесть полета состоит в падении на твердую, надежную землю. Уж — обыватель, раб привычек. Такой категории, как свобода, для него вообще не существует, поэтому он и не может стремиться к ней.
Соколу дано летать. В этом — его жизнь. Поэтому он предпочитает разбиться, а не опуститься на землю, чтобы быть вечно прикованным к ней. Полет — это свобода, земля — неволя, предназначенная только для обитания Ужей. Сокол благороден и прекрасен в своем величии, в своем стремлении к свободе, полету, свету и независимости от идеалов Ужа. Постигнув свободу, уже нельзя вернуться к прежней жизни, поэтому для Сокола смерть в попытке последний раз полететь прекрасней, чем самая долгая жизнь в сытости и уюте.
Герой, подобный Соколу, Лойко Зобар из «Макара Чудры». Рассказчик, поведав автору о событиях давнего прошлого, придал былому характерные свойства легенды, что выразилось в романтическом ореоле, сияющем вокруг главного героя. В рассказе ставится вопрос: чем жить человеку? Ответ автора прост: тем могучим и прекрасным, что заключено в его душе. А в душе такого человека, как Лойко, заключено многое: сила, величие, благородство, человеческое достоинство и — неукротимое стремление к свободе. Это стремление столь велико, что приводит к смерти. Лойко, конечно, слишком горд, чтобы покориться Радде и пасть к ее ногам, поэтому у него есть лишь один выход. Если бы Лойко не поступил так, как поступил, не убил бы Радду и не обрек бы себя на смерть от руки ее отца, то он не был бы достоин называться свободным цыганом. Пусть уж будет такая свобода, несущая гибель, чем никакой. Свобода для цыгана — единственное богатство, он хранит его, как иной скупец свое золото.
Нельзя, вспомнив о свободе, не упомянуть хрестоматийную «Старуху Изергиль». Все герои этого рассказа свободны, все стремятся сохранить это ощущение любой ценой, но насколько же по-разному это отражается в их судьбах! Объединяет героев одно: все они заплатили немалую цену для того, чтобы достигнуть своего идеала. Ларра обрел свободу, но никогда не был счастлив ею, потому что свобода в одиночестве — худшая неволя, когда ты находишься взаперти у собственной, души. Изергиль всю жизнь живет «кукушкой», не желая терять свободу, но поскольку вся жизнь ее проникнута любовью к людям, то свобода ей не в тягость, а в радость, ведь она  



никогда, даже в глубокой старости, не была одинока. Данко не хочет независимости и счастья для себя, он хочет дать это своему народу. И достигает своей цели только путем собственной гибели, но разве не высшая степень свободы — пожертвовав свое сердце для людей, остаться жить вечно в памяти поколений?! Однако все названные герои — сказочны, аллегоричны. А ведь огромная часть раннего творчества Горького была посвящена судьбам простого нищего люда, босяков. Тот, кто скажет, что в душах этих забитых жизнью людей не живет чувство свободы, ошибется. Тот, кто назовет их свободными в силу того, что они ничего не имеют за душой и не привязаны к месту, ошибется также. Свобода в горьковском понимании не является физической категорией. Главное в его «простых» героях — стремление быть человеком. Среди всех героев из рассказов о босяках («Два босяка», «Нищенка», «Однажды осенью», «На соли») особенно запоминающимся персонажем стал Челкаш из одноименного рассказа. Он, будучи человеком нижайшего социального сословия, остается личностью свободной. Свободной в том смысле, что он лишен многих дурных привязанностей, свойственных босякам. Он честен, благороден и щедр. Он свободен от заботы о деньгах, как Сокол — от заботы о пище. Конечно, будущее принадлежит таким людям, как Челкаш, а не «честным», «благонамеренным» крестьянам вроде Гаврилы, согнувшимся под гнетом своих мелких страстишек. Все романтические герои Горького свободны от житейских страстей, будучи обуреваемы совсем другими чувствами. Жажда настоящей жизни и света объединяет героев ранних произведений Горького, как нельзя яснее раскрывая позицию самого автора — важнее свободы нет на свете ничего.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Горький > Как понимает свободу герой ранних романтических рассказов М Горького