Мечты Горького о героическом и прекрасном Ф (Героические образы в ранних произведениях) - сочинение

Ранний Горький — несомненный романтик, поэтому все его произведения конца XIX века проникнуты поэтическим настроением и возвышенными идеалами. Важно отметить, что героическое у писателя не существует в отрыве от прекрасного. Люди, совершающие подвиг или великое деяние, прекрасны не только внутренне, но и внешне. Мы не найдем у него ни одного поэтического образа человека, способного на подвиг, который не совмещал бы в себе самые лучшие, самые ценные духовные и физические качества. Вольные, гордые и прекрасные дети природы предстают перед нами в таких произведениях, как «Макар Чудра», «О маленькой фее и молодом чабане», «Месть», «Старуха Изергиль». Кто-то из них — герой в глазах целого народа, а кто-то — лишь в глазах читателя. Лойко Зобар, Данко, аллегорический образ Сокола, старик Максим из рассказа «Месть», рабочие из рассказа «На соли», Челкаш, молоденькая девушка из «Однажды осенью», даже мальчик и девочка из святочного рассказа при всей своей несхожести объединены какой-то неощутимой нитью, проходящей через их души.
Каждый из этих людей совершает подвиг. Только для кого-то он заключается в том, чтобы вырвать сердце из груди и осветить дорогу целому народу, а для кого-то — в том, чтобы согреть человека холодной осенней ночью или поделиться с ним последними крохами. И неужели нельзя назвать героями людей, которые, например, каждый день ходят по соли, разъедающей раны, трудятся до изнеможения ради того только, чтобы не умереть? Все эти персонажи — действительно красивые и сильные люди.
Оптимизм Горького основан на вере в человека, в его силы, в способность сбросить с себя рабские цепи. Образы вольной, прекрасной и героической жизни, навеянные во многом народными преданиями, были у писателя обращены в будущее, вселяли веру в безграничные возможности личности, даже в возможность победить смерть («Девушка и Смерть»).
У героев Горького нет страха перед жизнью, в них живет жажда свободы и борьбы. Человек должен стать хозяином мира, блистающего многообразием красок, красотой природы, радостью жизни. Красота природы сливается у Горького с красотой человека, а красивый человек и герой для писателя — синонимы.
Самый героический и самый прекрасный образ у писателя — это Данко, посвятивший себя служению людям. Примечательно, что, начиная рассказывать о Данко, старуха Изергиль говорит о том, что он красавец: «красивые — всегда смелы». Эта аксиома действует во всех ранних рассказах Горького, особенно, если эти рассказы строятся как древнее предание.



Данко ведет свой народ по лесу, чтобы спасти его. Но люди слабы и недоверчивы: едва они начинают терпеть лишения, как им кажется, что, убив Данко, они тем самым спасут себя. Так бывает очень часто: кого-то превозносят, делают национальным героем и идут вслед за ним, а на следующий день свергают с пьедестала. Но не таков был Данко, чтобы поддаться людям, желавшим его смерти. Он сам убил себя, вырвал из груди сердце и осветил им дорогу. А люди даже не обратили внимания на смерть Данко, настолько радовались они свету, который он им дал. Но никто из этих людей не оставил памяти по себе, а Данко остался жить навеки в древней легенде, оставаясь красивым, молодым и мужественным героем. Так же красив, так же смел, так же горд и Лойко Зобар. Кто знает, что достойно большего восхищения, что тяжелее: вырвать сердце из собственной груди или вонзить нож в сердце возлюбленной? Данко жил для людей. Лойко жил и дышал своей любимой. Что важнее, что можно оценить больше: подвиг во имя людей или подвиг во имя любви? Какая легенда правдивей? Какая прекрасней? Нельзя дать ответы на эти вопросы. Но несомненно, что Зобар — такой же герой, как Данко. Еще один героический и не менее прекрасный образ воплотился в Соколе из «Песни о Соколе». Его геройство в том, что он летает, парит в небе, раскинув крылья и наслаждаясь свободой. Сокол не может жить без неба, поэтому он предпочитает, будучи смертельно раненным, броситься на острые камни и умереть, хоть на миг снова испытав ощущение полета. «Песня о Соколе» — аллегория. Расшифровывать ее нет смысла, поскольку она и так очевидна. Зато есть смысл вспомнить последние слова рассказа: «Безумству храбрых поем мы песню! ..» Все раннее творчество Горького посвящено этой песне «безумству храбрых». В душе его героев не было места трусости, жадности, предательству. Это были чистые сердца, пылавшие ярким пламенем. Сердце Лойко и сердце Сокола могли так же осветить путь, если бы были вырваны из груди, как сердце Данко. Это были души настолько благородные, что их сложно поместить в рамки рассказа: о них нужно петь песни, слагать легенды. Потому-то самые героические образы у раннего Горького представлены в старинных преданиях.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Горький > Мечты Горького о героическом и прекрасном Ф (Героические образы в ранних произведениях)