Недетское детство в повести А М Горького - сочинение

1.	Воспоминания автора.
2.	Алеша в доме родственников.
3.	Злые и добрые люди.
4.	Жизненный путь Алеши Пешкова.
«Вспоминая свинцовые мерзости дикой русской жизни, — пишет А. М. Горький, — я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе — стоит; ибо — это живучая, подлая правда,  
она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной... И есть другая, более положительная причина, понуждающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ, — русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душою, что преодолевает и преодолеет их».
Повесть «Детство» написана Горьким как автобиография. Он вырос в сложной, пожалуй, даже странной семье. Возможно, именно поэтому впоследствии он не стремился поддерживать отношения со своими родственниками. Несмотря на то, что его родные были людьми религиозными, многие их поступки шли в разрез не только с православными нормами, но и с общепринятой моралью.
Главным героем рассматриваемого нами произведения является Алеша Пешков. После скоропостижной смерти отца от холеры мальчика привезли к деду и бабке, в их доме ему пришлось жить. Его существование протекало в мрачной, тяжелой атмосфере, формирование характера происходило под влиянием тех событий и поступков окружающих людей, которые мальчик вынужден был наблюдать.
С первых дней пребывания в доме родственников Алеша заметил, что его дед — люди недобрые, скупые, угрюмые и при этом патологически самолюбивые. Мальчик инстинктивно чувствовал негативное отношение окружающих и поэтому сразу же невзлюбил своего деда, человека жесткого, злого, не признающего компромиссов. Братья матери, «дядьки», тоже не понравились Алеше, когда он увидел, как эти бездушные, туповатые от природы люди обращаются с беспомощным и слабым человеком.



В доме Кашириных, кроме многочисленной родни, жил слепой мастер по имени Григорий, старый, больной и несчастный человек. Ради пустой забавы дядьки вместе со своими сыновьями постоянно шутили над ним, издевались над его физическим недостатком. Мастера обижали просто ради времяпрепровождения, получая удовольствие от его душевных терзаний. Чуткой, сочувствующей натуре Алеше были непонятны такие «развлечения». Добрый мальчик жалел Григория, понимал его и никогда не принимал участие в этих нелепых «забавах», не поддерживал жестоких шуток. Но наладить дружеские отношения со слепым мастером у Алеши так и не получилось: старик был неразговорчив и не доверял людям. Оказавшись в чужом доме, в чужом поселке, мальчик растерялся. Он не хотел выходить на улицу и общаться с ребятами своего возраста, потому что они все время обсуждали происходящие в доме Кашириных драки и громкие ссоры, смеялись над Алешей, издевались над ним, а когда он пытался кулаками защитить свое достоинство, жестоко избивали его. Живя с родителями, Алеша даже не подозревал, что маленьких детей могут жестоко наказывать, бить, унижать. В доме бабки и деда мальчик сразу же столкнулся с новым для него отношением: там было принято наказывать детей за каждую провинность — реальную или выдуманную — просто «для профилактики». Наказаниями ведал дед, убедить его в неправоте было невозможно. После очередной экзекуции Алеша заболевал, а в остальное время чувствовал себя неважно, постоянно ожидая новых побоев и унижений. Он также очень переживал за свою бабушку, которая получала свою порцию ударов регулярно, потому что, по словам деда, все время «лезла не в свое дело». Впоследствии именно бабушка стала самым близким и родным для Алеши человеком. После смерти отца именно она сумела окружить мальчика вниманием и заботой, подарила ему всю свою нерастраченную любовь, ласку, которой он не видел даже в доме своих родителей. Бабушка старалась развивать ум Алеши, она рассказывала ему сказки, читала стихи. В любую минуту она могла прийти на помощь, дать дельный и полезный совет, просто утешить и приласкать. От природы Алеша был очень добрым, искренним мальчиком. Он всегда сочувствовал несправедливо обиженным, бедным, больным. Даже общаясь с жестокими, злыми людьми он пытался разглядеть в их характере положительные черты, оправдывал их поступки. К сожалению, по-настоящему добрые люди редко встречались на его жизненном пути. Он по-настоящему привязался к Цыганку и Хорошему Делу, считая их своими добрыми друзьями, причем Цыганок был для него почти нереальным, сказочным персонажем, а Хорошее Дело — советчиком и наставником. Именно Хорошее Дело стал для мальчика, в сущности, вторым отцом. Он всегда мог дать по-настоящему дельный, ценный совет, терпеливо выслушать ребенка, успокоить его. Иногда Алеша просто сидел с ним рядом и молчал, думая о своих бедах и радостях. Он мог в любой момент поделиться своими самыми сокровенными чувствами, рассказать о чем- то личном, близком его душе. Именно Хорошее Дело сумел дать мальчику то, чего не сумели дать близкие родственники: он научил Алешу понимать других людей, жить в согласии с собой и окружающими, оставаться личностью. И бесконечную жалость вызывает тот факт, что близкие, родные люди не сумели или не захотели принять такое же участи в судьбе маленького мальчика. Неслучайным было очень характерное высказывание его деда. «...Через несколько дней после похорон матери дед сказал мне: — Ну, Ляксей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди...». Алешу просто выставили за дверь через считанные дни после того, как умер самый родной для него человек, и не потому, что ребенок вел себя плохо или кому-то мешал. Его вина заключалась в том, что его мать вышла замуж за бедного, никому не известного человека и родила от него ребенка. И после смерти матери этот ребенок оказался ненужным в ее семье.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Горький > Недетское детство в повести А М Горького